Человеческую любовь, и радости, и сожаления,
и совесть, которая терялась на земле, —
В сердце взял, в мир понес с собой
А. Малышко. "Коцюбинский"
Писатель-Гражданин, большой гуманист и правдолюб Михаил Михайлович Коцюбинский подарил нашему народови преисполненные светлых идей, искусно непревзойденные произведения. Читая страницы незабываемого творца красоты и добрая, мыслителя, искателя правды, мы склоняемся перед него гражданским мужеством и щедростью сердца, которое раскрывается для человеческого горя, " как цветок для росы".
Незабываемые дни, проведенные среди смерекових лесов и говорливых рек Гуцульщини, побуждают писателя создать прекрасную песню о любви — повесть "Тени забытых предков". Эта жемчужина украинской литературы предлагает углубиться в волшебный мир величественной и таинственной природы Карпат, помогает постичь своеобразный характер гуцул — этого оригинального народа с богатой фантазией, который создал множество прекрасных сказок, сохранил пересказы и легенды, вытворил целый мир символов, которые помогают жить в вечной гармонии с природой
Герои произведения вся своя жизнь проводили в борьбе со злыми духами, которые населяли леса, горы, воды. Христианством они лишь украшали свой языческий культ. На их взгляд, каждый предмет, каждая вещь, каждое явление имели душу. Главное в сюжете произведения — кратковременное, как весна, счастье и трагедия Ивана и Марички, украинских Ромео и Джульетта.
Иван и Маричка — это истинные дети природы, которую они воспринимают как живое существо, волшебное и загадочную. Некоторые люди понимали мир духов, умели гадать, верили в силу слова, у чародеев, которые спроваживают бурю, град, громы. Поэтому не случайно в повести живут и нявки, и чугайстер — мохнатый лесной мужчина, и градивник Юра, который отворачивает грозовые тучи, и ведьма Хима, которая не раз делала вред ивановий худибци. Демонология в повести — это мировосприятия гуцула
Одно из ярчайших мест в повести, которые дает возможность представить, как люди защищались от злых духов, — святой вечер в доме Ивана. Коцюбинский описывает обычаи и обряды, соблюдение яких обеспечивало благополучия или успех в ґаздуванни (пестование худибки, ворожение, праздника весны, радости и солнца). Сегодня мы с удивлением открываем для себя глубинные традиции наших предкив, их прирожденную мудрость, гармонию единения с космосом
Осознание единства с природой порождало стремление жить богатой духовной жизням. Природа и любовь помогали раскрыть и развить наилучшие стороны людской души, которая не только может слушать мелодию гор, лесов, ручьев и фонтанов, а и способна создавать свою музыку. Вот почему вся жизнь гуцула, чаще неспокойное, сопровождает коломыйка — один из наиболее распространенных уснопоетичних жанров на Гуцульщини. Писатель вводит в текст и любовную, и бытовую коломыйку. Он подает их как запение к отдельным эпизодам, вводит в диалоги, вплетает время от времени в свой рассказ
При встречи с Маричкою Иван играет мелодию неизвестной песни. Из него мережаной дудки "...из горы на гору, из поточка в поточок — пурха коломыйка, такая легенькая, прозрачная, что слышишь, как от нее за плечами встряхивают крылышки...":
Ой прибежала с горные долины
Билая овечка
- Люблю тебя, файна любко,
Да и твои словечки
Иван любит чистую, богатую душой Маричку. Она всегда разделяла счастье и горе, вылитое Йваном на флояри, обзывалась на него игру, " как самичка к дикому голубю, — спевками".
Произведение дает замечательную возможность убедиться в том, что коломыйки как можно лучше передавали душевный залог их творцов, даже когда речь шла о быту:
Ой как будут вивчарики
Белые овцы пасты,
Будут мои спиваночки
За кресаню класть...
Коломыйки помогают еще раз убедиться в поэтической одаренности, духовной красоте, человечности, в здоровой, чистой душе нашего народа
Идея повести "Тени забытых предков" — гимн природе, чистоте человеческих взаимоотношений и чувств. Г. Коцюбинский доказывает, что лишь через духовность, высокое чувство любви человек может приравняться к себе, то есть смерть Ивана является возражением мира расчетов, эгоизма, грубой силы, будничного прозябания и торжеством мира светлого, радостного, мира мечт
Фольклорные источники повести М. Г. Коцюбинского "Тени забытых предков"
Комментариев нет:
Отправить комментарий