Философичнисть, интеллектуальность творчества Лины Костенко всегда предрасполагала к себе внимание мыслящего, глубокого читателя. ее поэзия богатая мотивами и образами, темами и проблемами, над которыми человечество задумывается в течение всех времен. Вместе с тем мы не найдем в стихах Костенко какой-то чрезмерной закодованости, особых хитросплетений, надуманности, накопление непонятностей и ребусов. Произведениям поэтессы присущий и простота, которая кажется (и есть!) гениальностью. «Поэт естественный, как природа», — так она целиком могла бы сказать и о себе. Кто-то что-то похоже искал и находил, чьи-то мысли перекликаются из ее откровениями, но так о самых важных в человеческой жизни вещах не говорил к нее никто («все слова были уже чьими-то, а ты их имеешь выговорить впервые»). Наверное, основной философский мотив поэтического творчества Лины Костенко — это мотив непрерывной связи времен («мой прадед, и прапрадед, и пра-пра — все идут по времени, как за плугом»). Это непостижимое ощущение дает ее стихам силу генетической памяти, к которой приобщается читатель. Оно также дает веру в будущее, в то, что мы продолжимся в грядущих поколениях. Поэтесса часто задумывается над проблемами бытия и небытие — что они для человека. Это будто отголосок шекспировского « быть или не быть», просуществовать или состояться как личность в этом сложном мире. Лина Костенко не имеет сомнений: способность прожить достойно, честно, жертвенно, заботясь не только о собственном комфорте, но и о взносе каждого в казну наивысших всечеловеческих ценностей является наилучшим ручательством бессмертия человеческого духа: Не надо думать ничтожно. Бессмертие есть еще кое-где. Кто-то перевеян, как зерно, В грунт поэзии упадет. Собственно, поэзии, Слову она придает наибольшее значение в смысле сохранения для истории, незнищенности человека, рода, народа, человечества. И потому такими серьезными и мучительными есть раздумья автора над ответственностью художника за то, что он оставит по себе, за неподкупность, мудрость и смелость поэтической Музы. Мир в самом деле сложный и жестокий. Временами одному человеку бывает многовато его испытаний, его зла. Весьма если этот человек проникается ближними и дальними, мелкими несогласиями окружающего жизни и глобальными проблемами мира. Но есть лекарство против усталости, отчаяния, разочарованности, депрессии. Они — у общения с природой, понимание которой в поэзии Лина Костенко также выявляет благодаря глубокому философскому мышлению и просто человечности: Почему леса ждут меня снова, На щит поднявши солнце и звезду? Я их люблю. Я знаю их язык. Я с ними тоже молчанием говорю. Поэтесса среди покоя природы- как дома. Это напоминает новеллу Г. Коцюбинского «Inermezzo», в которой писатель (лирический герой), переутомившись от человеческих несчастий и сетований, убегает далеко от города, чтобы искупаться в солнце, тишины, полевом благоухании и с новыми силами — вернуться к людей и к рабочему столу. В стихах Костенко также находим этот мотив: Поедем поговорить с лесом, А уже тогда я могу и с людьми. Но как бы неотвратимо не приближалась время от времени безнадежда или грусть, скорбь или гнев, все же сквозным мотивом тематически разных стихов поэтессы есть витализм, прославление жизни. Даже если оно подвергает испытанию человека, даже если меняет белые полосы — черными, все равно подарком неб является счастье жить, ощущать, мыслить, любить: Мой белый мир, крепкие твои сети, - Страдаю, мучусь, гибну, а живую! Страдаю, мучусь, и живую, и гибну, Благословляю боль твоих сетей. Этот комочек тепла — во Вселенной — человека! И Вселенная этот — аквариум планет.
Философские мотивы лирики Л. Костенко
Комментариев нет:
Отправить комментарий