ФРАНЦ КАФКА
(1883-1924)
Чтобы лучше постичь суть произведения Кафки "Перевоплощение", надо хорошо знать жизненный путь самого автора. Только детальное понимание биографии Франца Кафки даст возможность лучше постичь раскрытие судьбы "маленького человека" в обществе через произведение "Перевоплощение". Нередко фантастичность произведения отвлекает неопытных читателей от сути произведения, но для тех, кто в самом деле уважает философские глубины творчества Кафки, это произведение довольно интересное и поучительный. Но прежде чем рассмотреть само произведение, его особенности, надо обратиться к биографии Ф. Кафки.
Кафка - австрийский писатель, пражанин. Домик, где он родился в 1883 году, находится в одном из узких переулков, которые ведут к общины собора Святого Витта. Связь писателя с городом - мистический и полный противоречий. Любовь-Ненависть сопоставима разве с той, что он ощущал к отцу-буржуа, который выбился из убогости и так и не понял своего гениального сына. Где-то между простецкой мудростью Ярослава Гашека, которая породила Швейка, и трагической фантазией Франца Кафки, творца Грегора - героя новеллы "Перевоплощение",- состоит ментальность пражан, которые пережили и век под Германией и Австрией, и года фашистской оккупации, и десятилетие в объятиях " старшего брата".
В сегодняшний свободной, бурно развитой, неусыпной Праге, которая привлекает туристов со всего мира, Франц Кафка стал одной из культовых фигур. Он присутствующий и на книжных прилавках, и в работах университетских ученых, и на сувенирных майках, которыми живо торгуют на Вацлавський площади. Здесь он соперничает с президентом Гавелом и бравым Солдатомшвейком.
Следует заметить, что не только большевики, вслед за Маяковским, воплотили имена своих наркомов, артистов, писателей в пароходы и строки. Если не лайнер, то экспресс назван именем автора "Перевоплощение". Кстати, и в столице Баварии есть улица Кафки.
Творчество и имя Франца Кафки довольно популярные на Западе. Во многих произведениях зарубежных писателей легко оказать мотивы и образа, которые навеяны именно творчеством Кафки,- она повлияла не только на художников, которые принадлежали литературному авангарду. Кафка принадлежит к тем писателей, понять и растолковать которых не такпросто.
Франц Кафка родился в семье пражского еврея, оптового торговца галантерейными товарами, в Праге ( 1883 г.) Благоустройство семьи постепенно возрастал, но отношения внутри семьи остались при этом в мире темного мещанства, где все интересы сосредоточились на "деле", где иметь бессловесная, а отец беспрерывно щеголяет тем унижением и невзгодами, которые он испытал для того, чтобы выбиться в люди. И в этом темном и затхлом миру родился и рос писатель не только хрупкий и слабый физически, но и чувствительный ко всякому проявлению несправедливости, неуважения, грубости и корисливости. Писатель в 1901 году вступает к Пражскому университету, сначала изучает химию и германистику, потом юриспруденцию. После окончания университета работает в суде, страховому бюро где работает почти до конца жизни
Произведения Кафки довольно образные, метафорические. Его небольшое произведение "Перевоплощение", романы "Процесс", "Замок" - это все переломленная в глазах поэта окружающая реальность, тогдашнее общество
При жизни Ф. Кафки увидели мир такие книги: "Созерцание" (1913), "Кочегар" (1913), "Перевоплощение" (1915), "Приговор" (1916), "Сельский врач" (1919), "Голодар" (1924).
Основные произведения были выданы после смерти писателя. Среди них "Процесс" (1925), "Замок" (1926), "Америка" (1927).
Произведения Кафки превратились на интеллектуальные бестселлеры. € разные причины такой популярности: наглядность подтверждений давней сентенции, которая напрашивается: "Мы рождены, чтобы Кафку сделать прошлым",- все-таки едва ли объясняет все и до конца. Как не старались представить Кафку творцом абсурда, который воцарился в мире, такое прочтение есть лишь одной из граней его творческой индивидуальности: существенной, но не определяющей. С дневников это видно сразу.
Дневники вообще многое корректируют в сформированных представлениях, которые своей стойкостью превратили Кафку если не на символ, то на значимое имя с определенным набором конотаций. Ощущая, что записи, которые делались Кафкою лишь для себя, временами очень не отвечают суждением о нем, что стали бесспорными для массового сознания, душеприказчик и первый биограф писателя Макс Брод не спешил с их публикацией. Первый сборник появился лишь через десять лет после того, как были напечатанные два знаменитых романа, а вслед за этим и "Америка".
Кафка в жизни выдавался неуверенным в себе, измученным нерешительностями относительно своей литературной и человеческой способности. Которых чувств испытал бы Кафка, если бы ему выпало дожить к дням запоздалой славы? Скорее всего ужас - дневники, в которых он откровенный, как нигде больше, строят такое предположения почти несомненным. Ведь о Кафку думают всегда как о явлении, и даже не стольких литературное, сколько социальное, поэтому распространенным становится словцо "кафкианський" - определение, которые трактует бестолковость, сразу к познанию, поскольку кому-нибудь это известно по собственному печальному опыту,- и книги этого пражского изгнанника начинают восприниматься как такой себе белетризований пособие для того, кто изучает механику тотального или бюрократического всевластия трагического алогизма, будничности
Но он не хотел быть "явлением". Менее за все он осознавал себя как репрезентативную фигуру, потому что так никогда и не ощущал истинной причастности к тому, чем жили, к чему стремились другие. Расхождение с ними, мучительные незримые барьеры - вот предмет наиболее мучительных раздумий, которыми переполняются дневники в течение тринадцати лет, что Кафка их вел, перелиставши последнюю страницу в июне 1923-го, меньше чем за месяц к смерти
Эти соображения почти неизменно носят форму горьких укоров самому себе. "Я отделен от всех вещей пустым пространством, через границы которого я даже и не хочу пробиться",- что-то в таком духе повторяется снова и снова. Понятно, как тяжело переживал Кафка свой сердечный паралич, как он чаще всего называет это равнодушие, которое не оставляет "даже щелки для сомнения или веры, для любовного отвращения или для отваги или страха перед чем-то определенным".
Последнее уточнение в высшей степени важное: равнодушие не было бесчувственностью. Она была только следствием особого психологического залога, который не позволял Кафци ощущать как что-то серьезное и важное для него все то, что имело определенность и значимость в глазах окружающей среды. Идет ли о карьере, о матримониальных перспективах ("если я доживу до сорока лет, то, наверное, вступлю в брак со старой девкой с виплунитими заведомо, не прикрытыми верхней губой зубами"), даже о мировой войне, которая началась - он думает по-своему, прекрасно понимая, что этой личностью мысли и чувства лишь увеличивается его бесконечная одинокость и что тут ничего не поправить. "Какой удивительный мир теснится в моей голове! Но как мне освободиться от него и освободить его, не разорвав?"
Творчество Кафки много раз старались истолковать именно как такое освобождение, поскольку в том же записи 1913 года дали сказаниный, что избавиться химер, которые овладели сознанием, позарез необходимо, " для того я и живую на миру". Но если и в самом деле проза была для Кафки попыткой подобного "вытеснение", следствием была неудача, ведь - читателям дневников это видно слишком четко - никакой возгонки не состоялось: комплексы, раздражения, страхи только усиливались у Кафки с каждым прожитым годом, и тональность записей делалась лишь более драматической. Хотя капитуляции не было. Просто с каждым годом Кафка все безперечнише убеждался в том, что за всей своей человеческой сутью он, на фоне окружающего, другой, что он существует будто в других измерениях, в другой системе понятий. И что это, собственно, есть магистральный сюжет его жизни - итак, его прозы тоже.
Он в самом деле другой во всем, вплоть до мелочей, то есть, если присмотреться, его ничто не сближает и не роднит хотя бы с теми, кто играл в самом деле большую роль в него судьбы, как тот же Брод, или Фелица Бауер, или чешская журналистка Милена Есенська, с которыми было двое помолвки, обе разорванные. Тяжелая ситуация, которая постоянно вызывает у Кафки нападения отвращения к себе или непреодоленное чувство полной безнадежности. Он старается бороться с собой, старается взять себя в руки, но такие настроения овладевают им настолько сильно, что от них уже нет защиты. И тогда появляются записи, которые говорят самые за себя, как вот этот, относительно октября 1921-го: "Все - иллюзия: семья, служба, друзья, улица; все - фантазия, более или менее близкая, и жена - фантазия; ближайшая же правда только в том, что ты бьешься главой об стену камеры, в которой нет ни окон, ни дверей".
О Кафку пишут как об аналитике отчуждение, которое обозначилось на всем характере человеческих отношений в тогдашней жизни, как о писателе, наделенном особым даром изображения всяческих социальных деформаций, как об " пессимистического конформиста", которого чему-то противопоставили страшным фантомам, которые сделались реальнишими, чем зримая достоверность, как о прозаике, который всегда ощущал грань между фантастическим и тем, что познается. Все справедливо, и, однако, не исчезает ощущения, которое окремишне, пусть и очень значительное, воспринимается за суть. Пока не произнесенное ключевое слово, интерпретации, даже найвинахидливиши, что опираются на проверенные факты, все равно будут выглядеть недостаточными. Или по крайней мере, упускают что-то первостепенно важное
Слово выговорил сам Кафка, причем много раз: это слово - одинокость, и такое абсолютное, " что его может назвать только россиянин". В него дневниках оно часто заменяется синонимами, и Кафка говорит о снова пережитом им невыносимый залог, когда трудным становится любое общение, об овладении своей обреченности к несчастью, о том, что всюду и всегда он себя ощущает чужим. Но, в сущности, описывается все та же самая незримая камера без окон и дверей, все то же "главой об стену", что становится уже не жизненной, а метафизической реальностью. Она напоминает о себе и в грозовые минуты, и в найпрозайчниших обстоятельствах, а дневник ее фиксирует с беспрецедентной полнотой свидетельства
Бывали года, когда Кафка делал только отрывистые записи, а 1918-и отсутствующий вообще ( как характерно! Ведь это был год окончания войны, катастрофы Австро-Венгрии, немецкой революции - столько событий, но они словно не затронули Кафки. У него свой отсчет времени, что сам по себе не способный ни ослабить, ни усилить задолго ко всем исторических сотрясений знакомое ему ощущение, что жизнь, по крайней мере его собственно, катастрофа,- ощущение "сплошной невозможности"). Он мог надолго убрать со стола свои тетради, но все равно знал, что дневника не оставит: "Я имею сохранить себя здесь, ведь только здесь это и удается мне".
Но, кажется, только в дневниках, в свободном коллаже набросков, фрагментов, по горячим следам записанных снов, литературных и театральных впечатлений, которые перемежовываются горькими раздумьями о своем настоящем и будущем,- лишь в книге, которой никогда не предназначено было стать книгой, так завершено и достоверно воплотился образ Кафки. Вот поэтому, знавая, как много значили для литературы романы и новеллы, все-таки наиболее значительным текстом Кафки, наверное, в самом деле следует назвать дневники, где каждая страница заполненная чем-то необходимым и захватывает или дополняет рассказ о писателе, чьей жизни тоже было произведением, которое составило такой важный сказ в истории современности.:
Довольно широко известным литературным произведением Ф. Кафки есть его дневники, которые отнюдь не должны были попасть в руки посторонних читателей. Но судьба распорядилась так, что они остались после смерти писателя
Из всей совокупности дневников он мало предоставляется к прочтению. Но чем не более понятный дневник Кафки, тем лучше понимаешь, что это именно его дневник. Встревоженная мысль отправляется к Австро-Венгрии, подвергнутым которой был еврей Франц Кафка. Самая эта смесь может настораживать! Кафка, вопреки тому, что чехи считали его за немца, потому что писал он именно этим языком, немце за чеха,- конфликтовал со своим народом. В этом самая большая трагедия. Человек с урожденными национальными чертами, с достоинством, но без прихистку родины. Уже вторая причина "страшных" кафкианських дневников - семья. Отец, который из ремесленника стал влиятельным фабрикантом, заставлял сына идти за ним. Здесь, в дневнике, возникает раздвоенность в употреблении слова "работа" Главнейшим Кафка считал свое письмо. Но любовь к отцу, страх причинить ему боль ( как и матери, как и любимой девушке), служит причиной еще больший трагизма. В первом случаю, с отцом, он не может не слушаться призыва крови, в другом - не имеет права предать собственное обдаривание, а потом уже нанести боль Милени. Все его жизни держалась на страшных разрывах: с любимыми, с родными, с близкими. И в этом смысле дневник Кафки - именно дневник, потому что он интимный и непонятный. Здесь прямо прочитывается разговор с тем невидимым, что дает ему загадочные видения, сны. Он не сомневается в их порочности. Но эта порочность спроектирована только на него, запертая в самом Кафци. Он болезненно ощущает вокруг себя вакуум, пустоту жизни. Он обращается к титанической попытке построить собственную мастерскую, которая заканчивается поражением. И он сам ее признает в завещаниях, обусловивши, что все его произведения будут после смерти уничтоженные. Кафка постиг, что он есть лишь орудием в руках Господа Бога. Однако упрямо; как тот жук, старался выцарапаться, вылезти из человеческих привычек: на страницах он пересказывает скучные пьесы чужих авторов, чужие рассказы, бытовые сцены, перепутанные вместе с него новейшими произведениями. От дневника, от него страниц часто веет пустотами, скучными монологами собственных болячок. .
Еще впереди большая бойня. Первая наймасштабниша мясорубка. Впереди дело Дрейфуса. Еврейства начинает выходить на мировую арену увереннее, евреи занимают высокие чиновничьи посты, но остается нерешенной проблема "гетто": если ты живешь в христианском государстве, ты по крайней мере должен понимать, по которым принципами развивается общество. Еврей Франц Кафка старался розитнути, постигнуть общество с чужой для него культурой. Он не был изгоем в еврейских семьях, как Шлем-Алейхем. Кафка, во избежание проклятье, входит в сны, живое снами. Серебряные большие зеркала, где иногда писатель с ужасом видит морду Сатаны. Его нерешительность между верой у Бога и сугубо ужитковою верой в искусство. Для Кафки ночь - временами сладкий кошмар, в котором он может уединиться; то ужас ужасов: перед писателем пустые листы бумаги, мучение, боль. Но это не мучения творчества. Это лучше мучения визионерства. Его пророческие видения слишком мелочные, чтобы претендовать на петлю пророка. "Пророчество" Кафки в том, что он сконцентровуеться только на себе. Удивительно, что его туманные царства, замки через несколько десятков лет обрастут вонючим лохмотьям тоталитарных режимов. Его сомнения, нерешительности напоминают ходу священника перед службой. Очищение. Омовение. Проповедь. Но часто Кафка боится проповедовать - в этом его преимущество, а не ошибка, как считает много его исследователей. Его писания - это созерцания мессы маленьким еврейским мальчиком, который старается понимать, что в тому другом, христианскому, миру происходит
Умер большой австрийский писатель в 1924 году. Похороненный в Праге. Творчество его и на сегодня остается актуальной, интересной и неоткрытой уповни. Каждый читатель находит в него произведениях что-то свое. Важное, неповторимое...
"Перевоплощение". Автор работает над новеллой с 6 на 7 декабря 1912 года. Работа много раз врывалась разными семейными и служебными обстоятельствами. Выдается она в 1915 году. Новелла имеет автобиографические источники: Грегор упоминает о неудачном сватанье к кассирше лавки шляпок (Ф. Бауер носила экстравагантные шляпки). В кругу литературных источников произведения называют "Метаморфозы" Овидия и "Двойник" Достоевского. Имя героя было взято из романа Я. Вассермана, где действует Грегор Замасса. - Это не просто фантастика, это огромная метафора, в которой автор подчеркивает чудовищность жизни маленького человека. Все будничное - и в окружении, и в отношениях - приводит к тому, что человек начинает терять свои человеческие черты, превращаясь на урода, на насекомого
Символ насекомого - символ мертвого, животного существования обычного серого человека
ОСНОВНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ:
"Созерцание" (1913), "Кочегар" (1913), "Преобразование" (1915), "Приговор" (1916), "Сельский врач" (1919), "Голодар" (1924), "Процесс" (1925), "Замок" (1926), "Америка".
Биография писателя: Франц Кафка
Комментариев нет:
Отправить комментарий