понедельник, 13 апреля 2015 г.

Идея бессмертия народа и торжества правды в романе Стельмаха «Правда и несправедливость»

Михаил Стельмах! Интересный, самобытный талант. Один из выдающихся и вдумчивых художников слова. Вместе с тем поэт и прозаик, драматург и фольклорист, публицист и киносценарист. Он — певец народа, который зажег сказочный огонь Прометея и передал тот неугасаемый факел молодому поколению с одной целью: возвеличить свой народ, свою Отчизну, сделать все для того, чтобы в жизни людей нигде в сумерках не притаилась несправедливость и все видели только правду. Одним из лучших произведений писателя есть его роман «Правда и несправедливость». Упоминая о времени написания романа, Г. Стельмах говорил: «Я начал свою работу над романом о нашем современнике, о человеке, который вырубал окна новой истории, потом ломала железную шею фашизма, а сейчас каждую весну и каждую осень засевает землю рожью и пшеницей к счастью, на здоровье и на добрый ум».


В романе решается ряд проблем, в частности таких, как борьба правды и несправедливости из давних времен и к нашим дням; бессмертие трудового народа как творца материальных и духовных ценностей; взаимоотношения между людьми и т.п. Развитие действия в романе, раскрытие характеров действующих лиц, решение и осмысление поставленных идей происходит в сложном переплетении и взаимосвязи сюжетных линий, среди которых две голавли: жизнь Марка Бессмертного, взаимоотношения Григория Заднепровского и Поцилуйка.


На фоне живописного неба, забросанного по самые венцы лебедиными тучами, мы видим главного героя романа Марка Бессмертного. Он после госпиталя портаеться к родному селу, к родной земле, не знавая о том, что мать получила похоронку. В самой фамилии Марка — Бессмертный — есть символика: в нем воплощено бессмертие народной правды и доброты. Поражает сцена встречи Марка со смертью. Когда смерть говорит ему, что уже умирать пора, Марк с негодованием отвечает ей: «Врешь, костомахо!… Время мой не вышел, я еще не наорался, не насеялся, не налюбовался землей, не нажился».


На судьбу Бессмертного выпало много испытаний, он прошел суровую школу жизни. В юношеские года отстаивал новую власть на селе, помогал бедности, навсегда поверил в большевистскую правду, был на переднем краю борьбы за эту правду. И всегда помнил о своих односельчанах. Он, например, не мог допустить даже мысленно, чтобы люди, которые день и ночь работают на земле, оставались без хлеба, а потому и раздал колхозникам зерно на трудодне, за что попал к тюрьме. В тюрьме Марк не упал духом, а дал себе клятву — клятву гуманности, людской доброты


Однако Марк — не абстрактный гуманист. Его гуманизм активный и действующий. К негидникив, держиморд и пиявок человеческих типа Безбородька, Киселя, Поцилуйка он относится1, как к врагам народа, борется с ними. Так с оружием в руке он принуждает Безбородька зайти в ледяную воду вместо женщин, которых этот негодяй туда послал, и мочить коноплю. Пусть на собственной шкуре ощутит, какой этот произвол — загнать женщину в холодную воду! Ведь женщина, девушка — это продолжательница рода. Его сердце болит от мысли о том, что когда утвердят новые налоги, то земледелец снова будет сидеть на картофеле. И все же Марк не теряет надежды, которая когда-то-таки настанет правда и в этом деле, найдется-таки кто-то, кто поможет крестьянину и сердечным словом, и святым хлебом, и тогда каждая вдовья и сирота будут иметь хлеб на столе


Побратимом Марка, мне кажется, можно назвать Григория Заднепровского, какой, работая в школе, сеет «умное, хорошо и вечное». Это стойкий и мужественный борец заправду. На него судьбу обжиги еще большие испытания, и ничто не принудило отречься Родины, а тем более стать шпионом и предателем. По моему мнению, довольно выразительные страницы в романе те, где автор рассказывает о взаимоотношениях Поцилуйка и Заднепровского. Григорий не может идти против совести, он отказывается дать справку Поцилуйкови, который якобы он, Поцилуйко, был партизаном в года войны. Григорий понимает, что такие подлые люди, как Поцилуйко, только рекламируют себя правдолюбцами, а на самом деле опоганивают нашу жизнь


Бессмертие народа, вековую крестьянскую мудрость, прозирливисть, любовь к правды и добрая утверждает Г. Стельмах и в обиде деда Евмена. Болея за народную правду, он никогда не смолчит, когда видит неправду, в него душе кипит ненависть ко всему безобразному


В романе много персонажей, которых можно назвать единомышленниками Бессмертного и Заднепровского, и всех их объединить я хочу словами-клятвой М. Бессмертного: «Хоть бы на которых огнях пришлось мне гореть, я буду до останку служить людям». Этим я и заканчиваю свою работу



Идея бессмертия народа и торжества правды в романе Стельмаха «Правда и несправедливость»

Комментариев нет:

Отправить комментарий