Григорий Федорович Квитка-Основьяненко - зачинатель новой украинской прозы. Писатель одним из первых в Украине начал писать на народном языке не только о смешном, а и о серьезном. Это было актом исторического значения, который довел зрелость и художественное совершенство украинского языка. Квитка-Основьяненко пришел в украинскую литературу во время ее национального ‘ возрождение. Произведения писателя никого не оставляли равнодушным. Простых людей эти произведения захватывали к слезам, потому что повествовали об их жизни, рассказанных к тому же правдиво, с сочувствием. Художник совершенно знал украинский быт, фольклор, народную демонологию и органически использовал этот материал в своих торах. Один из них - «Конотопская ведьма» - повесть, в которой реальное и фантастическое сплавлени автором в целостную картину
События Разворачиваются в городке Конотопе, власть которого представляет сотник Никита Власович Забрьоха, какой «более тридцати счета не знал, а казака ни однисинького в тварь не знал и не тямив, кто из них Демко, а кто Процько».
Руководством сотника есть Прокоп Григорьевич Пистряк, «суть сотенный конотопский писарь», мужчина хитрый и корыстный. их старшинствование отмечалось полным произволом. Реальную власть имел писарь, без него неважного знания грамоты господин сотник чувствовал себя беспомощным. Яркими картинами возникает перед читателем жизни Конотопа, отношения между него жителями. Мысли сотника заняты сватаньям к хорунживни Елены, потому что она «дивказдорова, молодая, дородная… Свой хутор. Лесок, мельничка». В «искренний приятель господина сотника» писарю обидевшись на Забрьоху через случай с Хворостиной, виднеется сместить его из должности и подговаривает не выполнять приказ полковника. Фантастические события начались из того, что сотник, вместо выполнить приказ начальства и вести казачий в Чернигов, из доброго дива принялся спасать мир от засухи. За народными представлениями, послужить причиной засухи могло видьомське колдовство. Начались поиски чиновници. Список подозреваемых составил Григорьевич, выбирая неугодных
Перетопив многому молодиц, оказали ведьму, старую Евдокию Зубиху. Ведьма обрисована довольно детально, согласно народным представлениям: « как в день, то и старая, а как солнце заходит, так и молодеет», ходит ночью «доить по селу коров, овечати, коз, собак, кошек, а по болотам жаб, ящериц, гадюк». Эти фантастические описания вплетаются в реальный сюжет событий, и в отношении к ним оказывается скудоумие сотника и корисливисть писаря. Забрьоха и Пистряк с блеском выполнили задачу: порятували край от засухи, отлупили старую Евдокию розгами. Ведьма пообещала возвращенные дождевые тучи; но затаила зло на «гаспидського Забрьоху» за прилюдный позор. Неизвестно чем быстрее вызванные дальнейшие события - шашнями ведьмы или фантастической слабостью Забрьохи с Пистряком. Они, каждый отдельно, решили - раз в селе есть ведьма, почему бы не использовать и приветствие в своих целях. Писарь, оскорбленный випадком при подсчета казаков, хотел занять место своего сотника, а Забрьоха мечтал о хорунживну Елену
Вдатна на россказни, ведьма получила замечательную возможность отомстить, поскольку и сотник, и писарь готовые были выполнить любыми ее приказ. Евдокия годилась им помогли. Ватько-Сотник на радости воскликнул: « велели ли Конотоп сжечь, так вместе с четверых концов и зажгу…». м Конотоп удивлялся непонятному поведению своего сотника, и его с писарем наконец за дурачество и «полеты в вирий» сняли из должностей. А Зубиха, приведя чары на Забрьоху, поженила его не а Еленой, а с лысой, кривой на глаз, кособокой и чесоточной Солохой. С помощью видьомських чар Евдокии герои оказали свою истинную сущность. Они показали, что готовы использовать любые средства для достижения своей цели. И видьомськи колдовство не могут помочь в решении реальных жизненных проблем, если человек неспособен помочь им самая Хорунживна Елена, которая тоже обратилась к ведьме, вступила в брак со своим избранником господином Ха-Лявським, но «хоть и приняли брак, и как не через божью волю, а через Евдокию, через ее репейники, и косточки сушенной жабы, так оно все и пало прахом». В повести много фантастического, с чарами и оборотнями, с любовным гаданием и летанием на метлах. Однако среди сказочных событий не теряются реальные проблемы человеческого жизни, сложность человеческих отношений
Квитка-Основьяненко использовал фольклорный и мифологический материал для яскравишого выявления ограниченности и свавильности «власть имущих», их карьеризма и жадности. Для потомков Г. Ф. Квитка-Основьяненко оставил в наследство большое сокровище - бурлескно-реалистическую, сатирическую повесть «Конотопская ведьма»
Объединение реального и фантастического в повести «Конотопская ведьма»
Комментариев нет:
Отправить комментарий