суббота, 2 мая 2015 г.

Образ Ярослава Мудрого в одноименной поэме Ивана Кочерги (1 вариант)

Славная земля наша своими детьми, знаемыми далеко за ее пределами. В их коле — величественная фигура князя земли Русской Ярослава Мудрого. Много мы знаем о деятельности этого строительного государственности: рассказывают нам о нем давние летописи, мудрые науки. И кто откроет тайну личности князя, кто сможет показать его как человека, который жил, работала, осуществляла какие-то учинки? Наверное, только истинное искусство с него мощным оружием — художнимобразом.


Известный украинский драматург-мыслитель, драматург-новатор, о котором Г. Рыльский сказал, что "он смотрит на жизнь своими глазами", взялся раскрыть сложную противоречивость характера великого князя. В 1944 году появилась прекрасная новаторская драматическая поэма "Ярослав Мудрый", которая охватила всього шесть лет из жизни князя, но эти года были самыми важными в истории Киевской Руси Это то время, когда, как пишет сам и. Кочерга, Ярослав Мудрый после длинной и отчаянной борьбы с другими князьями наконец занялся делами объединенной его силами страны


Какой же человеком был великий князь Русской земли? Исторический образ Ярослава объединяет такие противоречивые черты, как искренняя любовь к культуры и искусства и честолюбие, рыцарская отвага и часто малодушие, щедрость и неблагодарность, великодушие и коварность, — черты по-настоящему величественной и трагической вместе с тем фигуры. Писатель не идеализирует князя: Ярослав умеет наживать себе врагов. Помиловав варяга-вора Турвальда, который хотел изнасиловать девушку и убил ее брата, он получает врага в лице Журейка. Отомстить Ярославови за смерть отца хочет Никита Добринич Да и сам князь сознается :


...временами путаная была


Моя стезя и помацки прохода


Среди страшных искал я препятствий,


и ошибки делал я неминуемые


и сто раз срывался я из кручи...


И все негативные черты характера Ярослава преобладает одна — любовь к Родины, преданность ей при любых условиях. Самое большое счастье для него — быть частью своего народа, поэтому на упрек инигерди о рабской крови отвечает:


Из всех небесных благ


Наивысшим благом кровь я эту считаю,


Что есть с народомъвирний моя связь


Эту любовь к земле своего народа передает Ярослав своим детям. Или не поэтому так рано идет из жизни Елизавета, которая больше всего любит Киев, с которым распрощалась навсегда?


Князю прибегло объединить разъединенные феодальной борьбой княжества, привести порядок в государстве, подарить народу законы, освободить от печенизького ярма, потому что мудрость свою черпал он в народе:


Людей учу я страхом и книжками,


Но и сам я у людей учусь.


Потому что мудр народ, и будет жить возрастами


В трудах и битвах воспитанная Русь


Высокую оценку дает князю монах Сильвестр, который славит Ярослава как мудрый человека. Ценит его за стремления даты народови мир и покой в собственном доме


Мудрый предводитель, военачальник, князь, в то же время — страстный книголюб, для которого книга более дорогая от любого количества золота. И не может он полностью отдаться творческой работе, потому что "трудное в княжий на плечах бремъя".


Итак, можем сказать, что, вопреки определенным разногласиям, из описаний, характеристик другими героями, монологов князя, его поступков перед нами возникает мудрый государственный деятель, которому по силам править одной из самых больших стран мира, защищать ее и содействовать ее всестороннему культурному развитию. Он — воплощение ума, энергии, воле, мудрости. Значение его деятельности в истории нашей страны несомненное



Образ Ярослава Мудрого в одноименной поэме Ивана Кочерги (1 вариант)

Комментариев нет:

Отправить комментарий