Поэт, переводчик, театровед, режиссер и публицист Николай Вороной — один из первостепенных украинских художников, который расширил творческие горизонты родной культуры
Поэтическое слово Вороного органически вписывается в художественные достижения общеевропейского значения конца XIX — начала XX столетие. Чтобы определить ближайшие к Вороному течению в мировой поэзии, нужно вспомнить три: французских поэтов, прежде всего "парнасцив", творчество которых он так активно пропагандировал (С. Прюдом, П. Верлен, Л. де Лиль, Ж. Ередиа), российских символистов и акмейстив (К. Бальмонт, М. Гумильов, А. Ахматова, Й. Мандельштам), польских поэтов из "Молодой Польши". Связывает Вороного с ними интерес к тайникам человеческого бытия, высокая требовательность к слову, восприятию современности с точки зрения вечного течения жизни, ощущение единства мира в культуре, интеллекте и красоте. Прежде всего в красоте, недаром же Вороного называют певцом красоты, которая была и источником его творчества, и стрижневимобразом.
Поэт видел красоту всюду: в чарах природы родного края, в высоком земном назначении человека, в ее благородных чувствах. " Высоких дум святые скрижали, вся наша радость и сожаления, все те болиння, и надежды, и волшебные хорошие мечты" — именно эти мотивы определяют суть лирики Вороного. Тоска по красоте, за идеалом доминирует над всем, хотя очень часто реализуется исключительно в слове, в новых ритмах, строфике, находчивых метафорах и перифразах
Певец красоты любви, искусства, родной природы, заслушанный в земные и небесные проявления "музыки сфер", певец города, Вороной охотно культивировал необщинные (личностные, пейзажные и т.п.) мотивы. Сердце лирического "Я" М. Вороного преисполненное разнообразными чувствами. Оно то сжимается от голода, боли и ужаса, выбитого в глазах людей несчастной земли ("Края мой родной!.."), то стливае на пепел, утратив мечты-крыла, самую жизненную снагу (рефлексия "Vae victis!", лат. "Горе побежденным!", один из более сильных выражений драматической одинокости), то сливается с голубым пространством могущественного и обольстительного моря, свободного и мятежного, как лирический герой поэзии "К морю":
Пришел я к тебе осунувшийся и бедный,
Однако не чужой, но близкий и родной,
Тебе- Потому что с давних пор я свой, —
/ вот я с тобой душой сливаюсь,
В просторные голубом на волнах качаюсь,
Втопаю в безодни твоей!..
Ему, необъятному, могущественному, широкому и бездонному, он бъеч олом, "мыслями покоряет", "душой молится", "поет вечный псалом":
Крепкое, необорне!.. Ни грома, ни тучи
Не страшно тебе, не боишься ты наказания –
Само себе высший закон
Поэт отыскивает для высказывания своей благосклонности и почеты выразительные обращения ("незглибна бездна", "безграничный просторное", "могутняя сила"), яркие эпитеты ("необъятное", "шаткое", "таинственно", "волшебное", "бунтовое"), ведь, вглядываясь в бесконечное свободное пространство, он убеждается, что "такая же и душа в певца":
Тому и к тебе она такприхильна.
Что пут и кандалов не износит — и, свободная,
Бурхае, как ты, безкинця.
Поэт обращается к природе, отождествляя ее со своим вторым "я": то посылает сожаления в звездное пространство, то находит утешение в искренней приязненные в "дорогое время Зеленых Праздников, когда квитчаеться Вкрайна", а то прикипает к жбану любовных утех" Тристана и Изольды. Вороной довольно часто обращается к образам античного и средневекового происхождения, благодаря чему его произведения приобретают неокласицистичного оттенка и "европейскости".
В него необщинной лирике мы находим весь стандартный арсенал " поэтических значимостей", к которому принадлежат звезде, цветы, мечты, соловье, феи, нимфы. Однако талант Вороного и в эту известную образность удихнув новую жизнь
Тема любви в Вороного освещена оригинально. Она обозначена чутким лиризмом изысканно-куртуазного страдания ("Черное домино", цикл "Фата моргана" или "Инфанта" -украинский аналог соответствующих мотивов Верлена, блокивських стихов о Прекрасной Даме) или драматического выражения потери жены (циклы "За воротами рая" и " Нитка бус ожерелья").
"Инфанта" является резным сном лирического героя о будто вчерашнюю встречу в затихающий день, когда на землю "тканками прозрачными легли осенние деревья". Незнакомка, " как сон, как миф укоханий, что выныривает с тьмы столетий ", прошла величественной инфантой (испанской принцессой) мимо очарованного героя
Прошла и возмутила его покой так же, как туманно-синяя замриянисть горизонта при закате солнца занялась "коврами вогнелунними". Лирический герой реагирует на эту фатальную встречу, как средневековый рыцарь: его дух "вспугнутый", в сердце — "чувство набожной хвалы". .
Впечатление таинственности, приподнятости, чистоты чувств усиливают астральная символика и артистичная метафора на обозначение встречи взглядов:
Вы улыбнулись ясно звездно
Холодным бликом глаз, —
/ я склонился упокорений,
Диткнутий лезвием двохмечей.
Жаль только, что этот эффект отчасти разрушает финальное упоминание о революции, направляя внимание на эту — другую — незнакомку:
Освященный, в сладком мучении я
Был по тот бок добра и зла,..
А надо мною Революция
В красном зареве плыла...
Вороной дописал этот стих, начатый еще в 1907 году, уже В эмиграции
Поэтическое достояние М. Вороного близкий за своим эстетичный^-эстетичным-эстетическим-идейно-эстетичным звучанием и значением до творчества П. Верлена,
Ш. Бодлера, О. Блока, К. Бальмонта, Вороной писал: "Любовь ( в широком значении), красота и поиски правды (света, знание, начала или "бога") — это сфера символической поэзии, она лучше всего об этом может оповестить".
Поэт отыскал свежие образа и художественные средства для выражения новых внутренних залогов, эмоций и соображений, прислужился созданию новейшей философии и практики украинского модернизма
Стихия чувств лирики М. Вороного ("К морю", "Инфанта") (1 вариант)
Комментариев нет:
Отправить комментарий