среда, 6 мая 2015 г.

Зрительная поэзия Гийома Аполлинера

Гийом Аполлинер - напивполяк и напивиталиець, - стал одним из ярчайших поэтов Франции. Он был теоретиком сюрреалистического направления в литературе, и этот срок принадлежит именно ему и означает «надреализм». Он призвал поэтов быть проводниками общества и идти впереди этого общества. Поэт, считал Аполлинер, должен бороться со старыми поэтическими штампами, создавать неожиданное, экспериментировать. Как теоретик литературы, он написал книжку «Новое сознание и поэты» (1918).


«Сверхреальность» поэзии Аполлинера оказывается в сюжетах, образах, самому построению стихов. Через здоровые образа он хочет раскрыть внутренний мир, чувство. Эти образа будто нанизываются один на другого, все, что видит поэт, подчиняется его внутреннему ритму, а реальность становится совсем другой, «новой реальностью», или «сверхреальностью».


Аполлинер не использует никакого разделительного знака, который создает в читателя представления о течении действительности в пространстве и времени. В стихах поэта невозможно выделить что-то главное, а что-то второстепенное. Потому что главное - реальность его души, которая реагирует на все, что он видит в своем взлете


«Мост Мирабо» - один из найромантичниших стихов Аполлинера. Он напоминает путешествие волнами памяти, в которой было все: прощание с Мари, с чувством любви, которой неоднократно надышало поэта. Упоминая Мари, поэт представляет себе лицо всих тих женщин, с которыми он встретился в жизни и с которыми ему пришлось развестись. Любовь к Мари Лорансен на самом деле было ярчайшим событием в жизни Аполлинера. Поэта беспокоила ее непохожесть на него друзей, постоянные стычки их характеров, совсем разные семейные традиции, которые убивали живое чувство, и все-таки он надеялся, он верил, что надежда с и все можно возвратить к лучшему. Мари Лорансен осталась в памяти своих современников как певица нормандских песен, которая имела красивый высокий голос. Она так же посвящала своему возлюбленному Гийому стихи, в которых исповедовалась. Поэту больно наблюдать, как река жизни забирает у него любовь, превращая его судьбу на груду потерь и невыполнимых надежд. Такие же романтические тенденции можно услышать в стихе «Молочный Путь, сяйлива сестра…».


Поэзия «Зарезанная голубка и фонтан» принадлежит к другому циклу стихов, которые сохранились под названием «Стихи мира и войны 1913-1916». Поэт с ностальгией упоминает мирная жизнь, в него воображении возникают женские образа, уста возлюбленных, которых уже нет, имена друзей, которые отправились на войну. Лирический герой сравнивает несчастливую судьбу жиноцтва с зарезанной голубкой, которая плакала возле фонтану к самому утру. В произведении преобладают красные цвета, которые ассоциируются у автора с кровью: звезда, красный цветок олеандру, уста и море крови. Этот цикл стихов Гийом Аполлинер посвятил осуждению жестокой войны, которая ломает людские судьбы


Гiйом Аполлiнер (1880-1918), напiвполяк i напiвiталiець, стал одним из найяскравiших поетiв Францiй. Аполлiнер - это его псевдонiм, а образовал вiн его сам вiд одного зi своих пяти iмен: Гiйом Альбер Владимир Александр Аполлiнарiй; прiзвище же насправдi было Костровицький.


Аполлiнер стал теоретиком сюрреалiзму, напрямую в лiтературi, i этот термiн принадлежит именно ему, что означает “надреалiзм”. Гiйом призвал поетiв быть Iкарами, провiдниками суспiльства, идти впереди его. Поэт, считал вiн, должен бороться зi старыми поэтическими штампами, создавать несподiване, экспериментировать. Как теоретик лiтератури вiн написал книжку “Новая свiдомiсть i поэты” ( 1918 г.). Вiн писал: “Когда человек захотiла вiдтворити ходьбу, она изобрела колесо, которое зовсiм не похоже на ногу, то есть она совершила по-сюрреалiстському, самая того не розумiючи”.


Гiйом Аполлiнер принимал участие в першiй свiтовiй вiйнi, дiстав много тяжелых ранений i, едва поправившись, не змiг перенести “iспанки”, которая бурлила тодi в Францiй, умер 1918 года. Как поэт-лiрик вiн оставил декiлька збiрок свойхвiршiв.


“Надреальнiсть” поезiй Аполлiнера оказывается в сюжетах, образах, самiй будовi вiршiв. Через здоровi образа вiн хочет раскрыть внутрiшнiй свiт, чувство. Цi образа нiби нанизываются один на одний, все, что видит поэт, пiдкоряеться его внутрiшньому ритма, а реальнiсть становится зовсiм iншою “новой реальнiстю”, или “надреальнiстю”:


    Идут вiвцi идет снiжок лапатий То ли срiбло то ли руно Идут по вулицi солдаты Чом не даны так как давно Менi это змiнне сердце иметь. “Марiя”

Цi строки вiдображають реальнi картины, но висвiтленi через восприятие героя, чувство которого змiнюють реальнiсть i создают свою “надреальнiсть”. В “надреальностi” все: снiг, солдаты, свiтло - все тоскует по любимой


Аполлiнер не использует никакого роздiлового знака. Это создает представление о течении дiйсностi, над которой герой вiрша нiби летит в просторi i часi, i невозможно видiлити что-то главное, а что-то второстепенное. Потому что главное - реальнiсть его душi, которая влияет на все, что видит вiн в своему зльотi.


“Реальнiсть душi” имеет свои “памятники”, свои “пейзажi”, i они становятся фактом iснування “надреальностi”, что создает поэт. Поэтому в вiршi рiвноправно iснують i образа искусства, i цитаты с iнших лiтературних творiв, i безпосереднi впечатление вiд свiту:


    Печальных радощiв зазнать менi далось Я вiрний зрадницi нелюбимый люблю О сердце в городощах я рiвен королю Что пренебрегала им красавица злотокоса.

Аполлiнер был хорошо обiзнаний в класичнiй лiтературi, вiн использует ее сокровище для создания своей “надреальностi”. Его ремiнiсценцiй, обращение к лiтературной наследства имеют глубокий змiст, приверта ють читателя к довiчного, но делают его удивительно новым i свiтлим. Гiйом Аполлiнер заложил пiдвалини нового “сюрреалiстичного искусства”. В него произведениях реальнiсть изображается в своерiдному синтезi, неразрывной связи i взаимовлияния внутрiшнього свiту человека i реальностi.



Зрительная поэзия Гийома Аполлинера

Комментариев нет:

Отправить комментарий