Эта девушка... Лицо, как з икон
и вы ее собираетесь караты?!
А что, как другой выбрать закон, —
Не со стороны убийства, а со стороны измены?
Лина Костенко. Маруся Чурай
Роман Лины Костенко "Маруся Чурай" — это истинная симфония красоты человеческого существования. О чем написанное это произведение? О девушке-поэтессу? О кровавых временах Хмельнитчины? Об измене в любви? Наверное, о всем этом вместе, поскольку вневременные образа вписаны в яркий исторический фон и самое такое суголосся современного и прошлого, надчасовисть решаемых в произведении проблем выводит его на уровень вечных тем противостояния высокого и низкого, места художника в обществе, неровности людськихдуш.
В центре романа стоит, конечно, образ главной героини — Маруси Чурай, девушки с чрезвычайным поэтическим даром, поэтессы, певицы, выразителя народной ментальности. Рассказ о трагической любви девушки с легенды начерченная яркими мазками на фоне исторических реалий Украины XVII столетие
В поэме Лина Костенко выводит целую галерею образов, стараясь каждый из них представить в него психологической глубине, пусть даже делает это всего только одним штрихом. Вот, например, что говорит на суде Галя Вишнякивна:
Уже отец наш и на свадьбу потеряли,
А Григорий умер... а Григория уже нет...
Уже этих двух строк достаточно, чтобы ощутить, наскильки мелкие интересы девушки, чтобы увидеть, что имеет она душа без полета. Ведь, потерявши нареченного, Галя думает не о его смерть, его судьбу, а о затратах на свадьбу
В противоположность ей, Маруся, которую судят за убийство, самая стоит словно мертвая:
Она ни слова не сказала правую
Стоит. Молчит. И смотрит. ивсе.
Насколько по-разному реагируют на событие и на поведение люди! И читатель понимает, что каждый реагирует согласно тому, которой есть самый человек, насколько высокая или ница ее собственная душа. Ведь недаром говорят в народе: "Каждый судит по себе". Вот, например, слова Бобренчихи:
Молчит, потому что стидно. Видел Бог из неба
Я знаю все, так будто тамбула.
В ту ночь она сама его к себе,
Розпутниця, обманомзавела.
Неужели это похоже на реакцию придавленной горем матери? Нет, скорее это реакция человека, который ненавидит всех, кто не похожий на нее, кто не отвечает ее представлением о правильной жизни. Дальше Бобренчиха устраивает истинную ссору, обвиняя Марусю в пороке, нечестности и намеренном убийстве
Теперь обратим внимание на реплику Семена Капканчика:
Вот здесь и суд на том остановился,
Что знали же все, и Галя не глухая,
Что сватал ту, а у той оказался
А кто же из нас, как говорят, без греха?
Итак, в суде все якобы говорят правду, но правда во всех измеряется собственным мировоззрением, собственной душой. И становится она разной правдой, поэтому й Гук сказал по этому поводу: "А правда, господин, слово бильмувате. Оно не видит, кто его сказал".
Создается впечатления, которые Бобренчиха и Галя сетуют совсем не за смертью Григория, сына и нареченного, а за потерей своих иллюзий, мечтаний, желаний. Для одной — обогатиться за счет бракосочетания сына, для другой — выйти замуж за видного казака. И в таком контексте их выставленное напоказ горе выглядит довольно непривлекательным и неискренним, тогда как молчаливое умирание Маруси — пример истинного чувства и переживания
Вспомним теперь, с какой глубиной понимания роли художника и значение песен Маруси для Украины выступает на суде Иван Искра и как нищо звучит после этого голос Горбуна, который плиткуе о герое. Вот они — два мира, один — мир высоких чувств, и второй — мир плиткування, душевной убогости и уродливости чувств. И не затронет этот второй мир даже ступнив Марусиних, хотя шипит возле ее ног, как змея
и будто вскрик среди всех этих пересудов, слышится голос Марусиной матери:
За шаг от смерти, перед вечным сном,
Одного прошу:
В мой ребенка
Не бросайте словами, как топью!
Это прекрасный момент романа, когда вся сила материнской любви передана только несколькими словами, однако обрисовывается вся глубина трагедии матери, которая желает защитить свой ребенка в любой момент ее жизнь
Довольно глубоким психологически выглядит внутренний портрет Григория Бобренка, какой здесь будто бы уже сам и не выступает, но есть в центре общего внимания как причина конфликта. Обратим внимание на несколько реплик разных персонажей о нем. Вот что говорит о нем Аким Шибилист:
Григорий же, он мерил не той меркой
В жизни искал дорогую не прямую
Он родился под такой звездой,
Что все в жизни двоилось ему
Итак, мы видим, что причиной трагедии стал сам Григорий, который никак не мог решить, к какому берегу пристать. Которым дальше дает ему еще гостришу характеристику:
От того бросался берега к тому
Любил благосостояние и любивписни.
Это как, скажем, веровать у Бога
и продавать душу сатане
А вот болезненное воспоминание об измене Григория, который пришел к Марусе накануне смертные казни:
Он говорил, и происходило чудо
Он измену как-то так превратил,
Так говорил беззащитно и правдиво,
Будто он о подвигговорив.
Так, Григорий и Маруся на все в жизни смотрят абсолютно по-разному. Маруся — целостная натура, которая не принимает раздвоенности, не допускает измены, которая любит Григория и тогда, когда он приходит победителем из войны, и тогда,, когда он окажется предателем. Но не может она извинить возлюбленному, потому что потеряет тогда самую себя. Григорий же — человек раздвоен, которая старается соединить в жизни противоположные вещи, "песни и благосостояние", и через это гибнет и губит Марусю, которая теряет смысл жизни, теряет свою песню вместе с любовью
Роман "Маруся Чурай" представляет собой глубоко психологическое произведение, каждый образ в котором есть будто отдельным штрихом к общей картине существования художника в обществе, и, с другой стороны, сам по "себе раскрывается в усий неоднозначности и скрытой внутренней сущности. Психологизация каждого из персонажей осуществляется и через него собственная речь, и через реплики о нем других персонажей, и через свои поступки. Однако следует отметить, что для поэзии Лины Костенко
Характерное прежде всего чрезвычайное умение через речь персонажа, через каждое его слово раскрыть всю глубину его натуры. И это умения в романе "Маруся Чурай" оказалось якнайкраще.
Психологическая навантаженисть романа Л. Костенко "Маруся Чурай" (2 вариант)
Комментариев нет:
Отправить комментарий