На ломке двух столетий, двух эпох человечество всегда охватывает беспокойство: кто-то ожидает конца мира, кто-то — перемен к лучшему. Это беспокойства и ожидания временами служит причиной кардинальные изменений мировоззрения "порубижних" людей, появление новых идеалов, новых идей, новых образов художественного воспроизведения действительности. Такие изменения, например, состоялись в французской литературе на ломке ХиХ-ХХ ст. "Все боги погибли", — так обозначил эту ломку в известном афоризме Фридрих Ницше. Классическим вариантом искусства переходной эпохи стал символизм, который был органически связан с предыдущим опытом и в то же время стремился к новой поэтике
Никакая поэтическая "школа" не могла объединить таких разных, но выдающихся поэтов, которыми были Верлен, Рембо, Малларме. Однако двигались они в одном направлении "открытие самого себя" в мире, который покинули боги, то есть в мире, который теряет объективные истины, а единым источником "новой поэтики" оказывается "я" поэта
В стихе "Поэтическое искусство", что вошел в сборники "Когда-то и недавно", Верлен признает главным для себя интуитивное познание, с помощью которого лишь и возможно постигнуть таинственный мир человеческих чувств, природу мыслей и мечт
Лирика, по словам поэта, должна обращаться к душе человека, заставляя ее искать загадочную сущность, "новую голубизну, новую любовь":
Чтобы стих твой завше был крылатый,
Чтобы душа порывал — искать
Новую голубизну, новую любовь...
В этом же стихе Верлен провозглашает верховность "музыки в слове". Музыкальность, по его мнению, должны стать новым средством выражения поэтического мироощущения, тончайших впечатлений, найтаемничишихемоций.
Лирика не должна сообщать, описывать, ее главная задача — навевать, настраивать
Поэт-Верлен хочет гармонии во всем (" сердце хочет мира, мира и тишини"), но его душа не находит гармонии в несправедливом мире, плачет, страдает, выливая свою печаль в печальных мелодиях, рождая новую гармоническую реальность. В одном из стихов появляется символический образ флейты — инструмента, какой "рождает звуки от воздуха извне, оживляет их сердцем и посылает волшебные мелодии, чтобы одухотворить этот мир".
Этот образ якнайточнише воссоздает стремления поэта, его чувство, желание и поиск:
Уже ничего больше — хочу флейты
В тихом лелинни дальних вечеров...
Так меня утомили эти падения и взлеты,
Что ничто не милое — хочу только флейты
В дальнем лелинни тихих вечеров...
Еще больше порывает с традицией Рембо, у которого все обычное и ощутимое на прикосновенье становится неузнаваемым. Поэт провозглашает реальность "крайним идиотизмом", отказывается от любых обязанностей перед людьми, законом, Богом
Вместо того произносит программу "ясновидение", которую потом сам же обозначает тавром "пьяный сон". Собственно поэтом Рембо было очень короткое время, по неизвестным причинам ( возможно, это был глубокий внутренний кризис) оставил поэтическое творчество. Рембо достиг неизвестного и перестал понимать свои видения. Он исчерпал свои возможности ясновидца и сгорел во время своего взлета. Однако тяжело возразить, что поэт нашел то, что все время искало, — вечная жизнь. Как посредник между высшим миром и будничностью он подарил читателям вечный миг наслаждения искусством
Искал совершенства абсолютной красоты и поэт Стефан Малларме: " В моем Уме — дрожание Вечного". Малларме направил свой поэтический взгляд за границы видимой оболочки, в сердцевину явлений. Главный герой его поэзий — идея. Поэта интересовал не столько содержание поэзии, сколько особый "мираж" словесных структур, взаимные "отблески" слов. Он старался изображать не столько вещь, сколько тот эффект, который она создает
и Верлен, и Рембо, и Малларме, каждый по-своему, искали в этом мире, в глубинах своего подсознания то неясное проявление высшей силы, Истины, абсолютной Красоты
Как видим, несмотря на определенное сходство подходов к решению этой проблемы, художнике отыскали свои собственные оригинальные, неповторимые пути. Они рассказали всему миру довольно прозрачно, хотя и неясными словами, о том неясном, что смущает каждый человека: любовь, страдание, грех, искупление, искусство, красоту, неизбежность смерти, быстротечность жизни...
" О неясном говорили неясно" (за творчеством П. Верлена, А. Рембо и С. Малларме) (2 вариант)
Комментариев нет:
Отправить комментарий