В начале 30-х лет, после очередной неудачи с устройством на государственную службу, Гейне решает выехать к Франции и осуществляет это намерение в мае 1831 г. Оказалось, что Германию он оставил навсегда, хотя сперва в него планы это не входило. Нужно сказать, что к Франции и французам Гейне относился с большой симпатией еще из юношеских лет, и в Париж он ехал не без душевного подъема, усиленный Июльской революцией 1830 г. Переезд к Парижу играл огромную роль в доле поэта и глубоко обозначился на него творчестве, предоставивши ей в значительной мере другого характера и направления
Сначала Гейне надолго, едва не на полутора десятилетия, почти полностью отходит от лирической поэзии, переключившись на публицистику и журналистику. Он дописывает к аугзбурзькой «Альгемайне Цайтунг», знакомя своих соотечественников с общественно-политическим, а со временем и культурной жизням французской столицы. Вместе с тем, определенной мерой осознавая себя в Париже посредником между двумя странами, Гейне не только знакомит немцев с жизнью Франции, а и французов с жизнью Германии. Но характерно: если в «Французских делах» на первый план он выдвигал общественно-политический аспект, рассказывал преимущественно об общественно-политических процессах и событиях, то французов он стремился знакомить прежде всего с философией и литературой их восточного соседа, с упоминавшейся выше «духовной революцией», в которой он усматривал своеобразную параллель к французской политической революции. В своих’ очерках «К истории религии и философии в Германии» (1834) и «Романтическая школа в Германии» (1833) Гейне выступил, в общем плане, продолжателем дела, которую начала Ж. де Сталь в знаменитой книге « О Германии» (1810), написанной с помощью А. Шлегеля, но идейные акценты расставлены у него зовсимпо-иншому.
В книге мадам где Сталь, которая боролась с диктаторским режимом Наполеона, немецкая философия и литература конца XVIII - начала XIX ст. рассматривались как порождения свободы духа в этой стране, которая не знает полицейского контроля над умами. В Гейне же «философская революция» в Германии трактуется в духе радикально-демократической оппозиции, как скрытая, несознаваемая даже ее творцами, подготовка к немецкой политической революции. Со временем он так прокомментировал первый из названных произведений: «Я не мог дать французам подробное изложение наших разных систем (философских - авт.) …, но я выдал им тайну окончательного вывода, который лежит в основе всех этих систем и является полной противоположностью тома, что мы до сих пор называли страхом Божим».
Таким же публицистически обостренным, откровенно тенденциозным есть очерк «Романтическая школа в Германии». Здесь Гейне отдает должное таланту некоторых немецких романтиков и отдельным их произведениям, но в целом немецкий романтизм в тех формах, в которых он сложился в конце XVIII - начала XIX ст., оказывается для него неприемлемым и подвергается возражению. Генетически он его связывает со средневековьем, это, как твердиться в очерке, «возрождение поэзии средних возрастов», определяющей чертой которой является христианский спиритуализм. По мнению автора очерка, этот романтизм находится в безнадежном разладе с современностью, с ее мировоззренческими принципами, с ее общественными и духовными нуждами и ее прогрессом
Но это решительное возражение «романтической школы в Германии» совсем не означало разрыва Гейне с романтизмом как широкой эстетико-художественной системой, в которой представленные и другие течения и школы. Самого себя он продолжает считать романтиком, но другого типа и слога. На этом этапе эволюции в него творчестве все ощутимее дают себя знать распространенные в позднем романтизме утопические тенденции, специфический синтез романтизма и утопического социализма
Где-то из января 1832 г. Гейне вместе с Листом начинает посещать сен-симонистськи собрание, изучать их «новое Евангелие», заводит знакомство с Базаром и Анфантеном, «верховными отцами» сен-симонистських организаций. Впрочем, социальное учение сен-симонистив не вызвало у него ен-тузиастичного отношение, намного больше заинтересовали его философские и философсько-эстетичные аспекты этого учения. Под их прямым влиянием формируется концепция « нового еллинства», которая станет доминантой его мировоззрения и естетики среднего и, к определенной мере, позднему периодам жизни и творчества. От сен-симонизму ведет начало историософия Гейне, его взгляд на историю как чередования «спиритуалистических» и « сенсуалистических эпох».
Первые из них характеризуются возражением материального во имя, аскетическим отношением к материально-чувствительному миру, его приманок и красоты. Сущность « сенсуалистических эпох» - в признании первичности материально-чувствительного мира и права человека на наслаждение всеми благами, которая предлагает земля, «этот замечательный божий сад». Современность трактуется Гейне как переломная эпоха, переход от тысячелетнего господства спиритуализма к « новому еллинства», новой сенсуалистической эпохи, на этот раз призванной осуществить заветные стремления всего человечества к счастью и удовлетворению всех его нужд. Здесь историософський сенсуализм Гейне приобретает выразительно утопически-социалистический окраску в духе сен-симонизму.
И «новое еллинство» Гейне - это не только философсько-социальная идеологема, а и, к определенной мере, его новая эстетичная программа. По мнению Гейне, в искусстве тоже постоянно борются две линии - спиритуалистическая и сенсуалистическая, та, что идет от Библии, и и, что идет от Гомерових поэм. Спиритуалистическое искусство пренебрегает мир кинечного, материально-чувствительную реальность, оно в ней ищет скрытое духовное содержание и хочет выразить его языком символов та аллегорий. Сенсуалистическое искусство характеризуется признанием земного, чувствительного мира как единой и высшей реальности и стремлением передать его в образах, преисполненных чувствительного содержания и красоты
Поэтическое выражение гейнивське «новое еллинство» нашло в первых двух циклах («Новая весна» и «Разное») его второй, после « Книги песен», большого сборника «Новые поэзии» (1844), которая составляется с нескольких циклов, разных по смыслу. В ее первых циклах, как и в «Книге песен», главной темой является любовь, но трактуется оно здесь по-другому, в духе « нового сенсуализма», что раскрепощает чувство и тело. Вместе с тем любовь уже в «Новой весне», более близкой к « Книги песен», полностью вводится в сферу быта, и здесь оказывается, что за такого поворота это не такая уже и богатая тема. Оно теряет лирическую глубину и напругу, превращается в приятную игру, чувствительное наслаждение, - через романтизм и штюрмерство Гейне будто перекидает мостик к поэзии рококо. Сам автор в прологе к циклу сравнивает свои новые поэзии с «амореттами», амурчиками, которые пеленают героев гирляндами из цветов. Кстати, эти амурчики являются характерными атрибутами искусства рококо, его эмблемой
Но наиболее откровенно, даже виклично, «новый сенсуализм» демонстрируется в цикле «Разные», где уже в заголовке заложенная игривая двусмысленность: трудно сказать, что мается в нем на внимании - разные поэзии или разные женщины из парижских бульваров, живые и заземлено-бытовые образа которых рисует поэт. Весь этот цикл прохватывает идея «эмансипации плоти», которая проповедовалась в сен-симонистському «третьем завещании».
Гейне в Франции. Публицистика и поэзия 30-х лет
Комментариев нет:
Отправить комментарий