Новелла «Дамаскин» входит в сборники рассказов «Стеклянная улитка», выданной 1998 года. Она имеет интересную пометку относительно назначения: новелла для компьютера и плотнического циркуля. Для постмодернистского произведения характерным есть несовпадение или по крайней мере неполное совпадение названия и главной мысли произведения. Для новеллы «Дамаскин» это также характерно. С человеком, который свалили Дамаскин, читатель встречается лишь во второму разделе «Обод». Однако и первая часть «Зодчие» связанная с этой розповид-дю. Правда, эта связь не только и не. всегда внешне конкретный. Шло-Сия об XVIII столетие — время, которое дало миру более всего открытий, или не най-больше гениев науки и культуры. Тогда 800 Йованив пришли на земле славянские, лишь бы построить новые дома и храмы. На их флаге был изображен плотник-ський циркуль. С одной стороны, обычный инструмент, а из другого, как убедим-сия, своеобразный символ измерения пути, расстояний человеческого жизни, а может, и напря-мел. Возможные варианты, как это характерное для постмодернистского произведения. В разделе «Обод» рассказывается именно о том, как одном из благородных господ — Николич фон Рудная — решил пригласить двух зодчих для построения дома и храма, ведь имел юную дочь Атиллию, которую мечтал выдать замуж как годится, приобрести для нее ма-еток и построив все необходимое. Но на этом побутовисть рассказа будто закинчу-еться. Ведь фигуры зодчих символические. Иоанн Дамаскин, названный так в честь того, кто строил в человеческих душах, умел хорошо строить дома, а Иоанн Лествичник назван в честь того, что строил стремянку к небу. Ему хорошо удаваться хра мы. И оба согласились строить там, где дует лишь один ветер. Интересной есть разговор, который состоялся между Атиллиею и Дамаскиним. Пригласивши его в свою комнату, где посредине стоял большой рояль, а в кресле дремал хорт, она затрата ему, а тогда рассказала, что не играет, а просто музыкантом поливает цветы под окном. У нее было свое ощущение мира. Понимая, что сердцем всего является любовь, она сказала Дамаскину, что знает: что-то владеет даром любить нас, а что-то — нет: музыка, песня, дома, книги Дом, вважата она, — это переписки строителя с постояльцами. Оно может быть ди-ловим, может быть похожим на переписку хозяина с невольником или плененного с него надзирателем. Она захотела, лишь бы Дамаскин построил для нее дворец, похожий на любовные письма. Ведь любить надо учиться, каждый раз воруя у себя время на лю-бов. Этот текст предшествовал первому перекрестку. Что такой перекресток? Это то место текста, где автор, который надеется на нелинейное прочтение текста, впервые об-понуе читателю выбрать, какую главу читать сначала — «Третий храм» или «Дворец». Это характерная особенность постмодернизма — возможность вариантов как прочтения, так и восприятие, ассоциаций, сотворчества. Раздел «Третий храм» называется так из-за того, что Иоанн Лествичник предложил три черчения храма: зеленый с самшита, который будет посажен под окнами и будет тянуться к солнцу так же, как мурова-ной каменный храм желтого черчения. А вот о фиолетовом черчении сначала не говорится ничего. Но это был храм духовного. Ведь когда Николич в чем-то где-то провинился, именно фиолетовый храм вызвал то, что перестал растить самшит и будува-тися каменный храм. Дамаскин указал, что именно фиолетовый храм зодчий строит на небе. Так мир вещей, мир человека и мир духовного, божественного сплелись в лю-дины, которая должных сверять свои поступки с совестью, заслужить прощение, вимолювати прощение, если виновная. Без этого ничего не построишь. Или не ради этой мысли писалось произведение?
Храм был недостроен, как и дворец, через непонимание Николичем внутренних движущих сил всего, что происходило. Ате для него дочери Атиллий это было по силам. Она умелая видеть и понимать тоньше. Потерявши обеих зодчих, она оказалась пе-ред загадкой, а читатель на второй перекрестке. Нет о чем не догадываясь, он должны выбрать, какой раздел будет концовкой — «столовая» или «Спальня». Повторяемость, исторические и литературные аллюзии, равно как национальные черты ментальности, — это все особенности постмодернизма, воплощенные в новелле «Дамаскин». Двусмысленность, дво - плановость, которая позволяет воспринимать текст или как последовательность внешних действий ге-роил, или как совокупность действий и идей, интеллектуального наполнения, — это тоже черта постмодернизма в новелле. Да и мотив путешествия, в котором аллегория поисков своего шля-ху, — тоже одна из характерных риспостмодернизму.
Воплощение черт постмодернизма в новелле М. Павича «Дамаснин»
Комментариев нет:
Отправить комментарий