воскресенье, 4 января 2015 г.

Образ «дна» в пьесе Г. Горького «На дне»

Во все времена людин стремился к познанию своего «я», цели и смысла жизни. Вечные проблемы человеческого бытия старались позволить Пушкина и Гоголь, Толстой и Достоевский. Г. Горький здесь не стал исключением, но у него сложилось свое понимание человека и его жизненного назначения. Особенно четко оно проявляется в пьесе «На дне», написанной в 1902 году


В этой пьесе Горького изобразил жизнь босяков, мир обездоленных. Такой суровой, беспощадной правды о жизни социальных низов, об их беспросветной судьбе мировая драматургия еще не знало. Под пасмурными зводами костилевской ночлежки, которая похожая на пещеру и на тюремную камеру, оказываются люди с разными характерами, выходце из разных общественных пластов. В одном помещении сосуществуют старые и молодые, одинокие и семейные, мужчины и женщины, здорови и больные, голодные и сытые. Скученность и страшная убогость порождают взаимное раздражение, ссоры, потасовки и даже убийство


Горького не дает нам подробного описания жизненного пути героев, но отдельные реплики, которые вимовляють персонажи по ходу действия, позволяют увидеть их судьбы. Сатин служил на телеграфе, но, заступившись за честь сестры, попал в тюрьму. После этого вся его дальнейшая жизнь была решена. Актер когда-то играл на сцене, но потерял все роли, пристрастившись к спиртному. Васька Пепел вообще никогда не знал другой жизнь, кроме воровской. Трагическую судьбу Анны раскрывает ее фраза о том, что она не помнит, когда сита была, тряслась над каждым куском хлеба. Отчаяньем и безысходностью наполненные слова Клеща: «Работы нет... силы нет... Вот - правда! Пристанища. Пристанища нет!» Всех этих героев привели в ночлежку социальные причины. Но не только.


Во многом это был и их моральный выбор. В Сатине, например, большой потенциал. Остаться жить в ночлежке - это его сознательный выбор


Автор изображает узников ночлежки с глубокой симпатией, подчеркивая у них проявления искренней человечности. Несмотря на безысходность своего существования, каждый из ночлежников лелеет в душе призрачную надежду. Мы видим, что человеческое в этих людях еще не погибло, они не лишены моральных качеств, крупиц добра. Но, в то же время, он разоблачает бессилие босяков, их неспособность что-нибудь изменить, идти дальше жалоб


Приход Луки просветил ночлежку лучом доброты и ласку к людям, желанием помочь им. Лука владеет мастерством проповедника и утешителя. Горький изображает его как врача, который считает всех людей неизлечимо больными, и видящего свое призвание в том, чтобы спрятать это от них и смягчить их боль. Но жизнь на каждом шаге опровергает позиции Луки. Когда его «утешительный обман» раскрылся, реальная жизнь ужаснула Актера - и он повесился, Настя пришла в отчаяние, Васька Пепел потрапиввтюрьму.


Лука не в силах что-нибудь изменить в реальности. Сатин отбрасывает подобное отношение как унизительное, что предполагает какая-то убогость и невозможность тех, на кого жалость направлена: «Надо уважать человека! Не жалеть...не унижать его жалостью, уважать надо!»


Люди смогут подняться из «дна» лишь тогда, когда научатся уважать себя, найдут чувство собственного достоинства, станут достойными звание Человека. По мысли автора, только вера человека в свои собственные силы и его мужество смогут изменить окружающий мир и судьбы людей



Образ «дна» в пьесе Г. Горького «На дне»

Комментариев нет:

Отправить комментарий