Любовь к человеку, ненависть ко всему ему вражескому - к тому, что мешает человеку быть достойным этого гордого звания, - такая движущая сила творчества Р. Бредбери. Эта нераздельная “ любовь-ненависть” помогла ему создать, может быть, сильнейший из бесконечного количества написанных в нашем столетии романов-предупреждений - “451 ° за Фаренгейтом”, книгу, которая принесла автору всемирную популярность
С ужасом глянул мир на отблески пламени от горящих книг, рожденные зловещими пожарниками Бредбери, который перенес действие своего романа в те времена, когда книги стали сжигать за то, что они заставляют людей думать. Профессия главного героя романа Гая Монтега - пожарный, но пожарный, вооруженных не брандспойтом с водой, а огнеметом с керосином. Он не гасит, а разжигает пожары. Действительно, так случалось не раз: то, что призвано спасать людей, помогать им, делать жизнь щасливишим, внезапно оборачивается против них, начинает давить, угнетать, грозиться, в конце концов, убивать. Что-то подобное происходит сейчас и с западной культурой, которая переходит - временами неуловимо - в контркультуру, в масскульт, на кич, в что-то такое, что с истинной культурой ничего общего не имеет, хотя чаще всего продолжает вбиратися в бывшие одежде. Однако же и пожарники из романа уверены, что смысл их профессии всегда заключается в том, чтобы по сигналу пожарной тревоги мчаться и сжигать крамольные томики вместе с домами, а то и владельцами
Изображенное Бредбери общество не только убивает книги и людей, так сказать, физически. Оно прежде всего убивает душе … Сколько их таких, как Милдред, существ с человекоподобной оболочкой, из которой, однако, вытрясти все человеческое. Когда остатки души, проблески совести просыпаются, Милдред, даже четко не осознавая, что она делает, старается покончить с собой, а ее подруги, такие же несчастные жертвы масскульта, плачут, услышавши несколько стихотворных строк. Но это порыв на миг - в них процесс духовного распада зашел слишком далеко. Они, в сущности, мертвые
А разве осталось что-то человеческое в банде гогочущих подростков на автомашинах, которые, увидев одинокого прохожего, здесь же решают: “взбил его!”Они развлекаются. Так, как учили их “педагоги”, что сжигают книги …
Но Бредбери не был бы прогрессивным писателем, если бы ограничился лишь предупреждениями и страшными сценами. Во всех его произведениях всегда присутствующие герои, которые выступают против. Замечательные антиконформистские слова Хуана Рамоса Хименеса: “Если тебе дадут линованной бумага, пиши поперек”, что стали эпиграфом к роману, можно поставить эпиграфом и ко всему творчеству американского фантаста. Не только в сердце главного героя романа “451 ° за Фаренгейтом”, а и читателя острой болью откликнется эпизод с женщиной, которая самая произвела поджог себя вместе с библиотекой. Недаром в романе цитируются слова живьем сожженного инквизицией еретика шестнадцатого столетия: “Мы зажжем сегодня в Англии такую свечку, которую, я верю, им не погасить никогда”.
Поперек пишет и юная Кларисса, взбудоражит душа Монтега, девушка, которую интересует не то, как делается что-нибудь, а для чего и почему. Вот уже и потомственный пожарный Монтег прячет за пазуху напивобгорили томики, как верующий - гибнут святыне. А когда Монтег бежит из города, его встречают бродяги возле костров - интеллигенты, писатели, учителе. Каждый из них выучил наизусть какое-то большое творение прошлого. Они верят, что настанет время, когда все сокровища людской мысли, которые злые силы так тщательно старались испепелить, снова возродятся, сохраненные этой живой библиотекой. Общество, сжигают книги, не может, не имеет морального права на существование, и автор осуждает его к высшей степени наказания. С ревом проносятся атомные бомбардировщики, и всепожирающее пламя, еще более жестокое, чем то, которое уничтожало книги, слизывает из лица Земли пасмурный город. Огневой смертью казнит Монтег брандмейстера Битти, циничного идеолога общества сожженных книг. Чтобы оправдать свой взгляд на будущее, писатель говорит о потенциальных угрозах, которые на нас
В романе “451 ° за Фаренгейтом” я нашла множество пасмурных, ошеломляющих душа картин, но удивительно: закрыла его без трудного осадка, наоборот, в нем есть что-то светлое, даже солнечный, что напоминает улыбку рыжего, чубатого, веснушчатого пареньки. Это произошло поэтому, что сквозь строки пробивается оптимизм автора, его вера в конечное торжество ума, в то, что все созданные человеком чудеса и чудеса будут переданы дали - от поколения до поколения, и так без конца. В своем романе Бредбери убеждает нас в том, что человечество сможет управиться с любыми трудностями, что оно не только выживет, но и сможет стать счастливым. И так хочется в это верить!
Персонажи Р. Бредбери
Комментариев нет:
Отправить комментарий