Тема «приниженных и оскорбленных» в творчестве Ф. Г. Достоевского сходит к произведениям А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя и писателей «натуральной школы» 1840-х лет. Достоевский внес достойный вклад у понимания характера этих героев, впервые показав, что внутренний мир человека очень сложный
В сравнении с пушкинским Самсоном Вириним («Станционный надсмотрщик») и Евгением («Медный всадник»), гоголевским Башмачкиним («Шинель»), «маленькие люди» Достоевского тоже «приниженные и оскорбленные». Но их главное сходство - социальный статус, а по духовному статусу герои Достоевского совсем не похожие на своих литературных побратимов
В романе «Преступление и наказания» Достоевский так же обращается к теме «приниженных и оскорбленных». Она представлена в разных аспектах: писатель показал как внешнюю сторону их жизни (городская и бытовая среда), так и многообразие судеб страдающей, обделенной жизням людей. Автор раскрывает многоплановость и сложность мира «принижен и оскорбленных», что выходит в романе на первый план. Ведь Мармеладови далеко не единственные представители этого мира: проблема поставлена шире. К «принижен и оскорбленным» относятся Раскольников, его мать и сестра, некоторые эпизодичные персонажи (например, Лизавета).
Судьба Раскольникова - одна из возможных путей духовного развития таких людей. Это один из тех героев Достоевского, которые противопоставляют себя мира и другим людям, выбирают «бунт» против общества и узаконенной им морали. Раскольников убежденный, что «власть дается только потому, кто посмитить наклониться и взять ее», а все другие обязаны подчиняться. Он не захотел быть одним из тех, кто подчиняется. Раскольников «осмелился» взбунтоваться - именно это было главным мотивом его преступления. «Я захотел осмелиться и убил... я только осмелиться яяхотел. Сон, вот вся причина!»
Соня Мармеладова - абсолютно противоположный вариант развития характера «приниженной и оскорбленного» человека. Она возражает бунт и выбирает путь, наиболее приемлемый для Достоевского, - путь смирения перед Богом. Сон - блудница с точки зрения общественной морали, но с точки зрения христианства она - праздника, потому что жертвует собой ради близких и сохраняет Бога в своей душе
Соня - такая же сложная натура, как и Раскольников. Она живое напряженной духовной жизням, страдает от своей приниженности, ее терзает мысль об «бесчестном и позорном ее положениях». Для Раскольникова остается загадкой, как Соня, с ее характером и «тем... развитием, что она получила», могла «оставаться в таком положении и не сошла с ума», как «такой позор и такая низость соединяются в ней с другими противоположными и святыми чувствами». Но Сонечка нашла для себя надежную моральную опору: ее духовный стрежень - это вера («Что же бы я без Бога была?») и жалостливая любовь к Катерине Ивановны и ее детям
Еще один вариант судьбы « маленьких людей» - судьба Мармеладо-Вих, людей, которым «никуда пойти», что зашли в моральный тупик
Мармеладов - обветшалый как в социальном, так и в моральном содержании людин. Его вид довольно бессмысленный: «Что-то было в нем очень странное; во взгляде его светилась будто бы даже увлеченность, - наверное, был и содержание, и ум, - но в то же время мелькало будто бы и сумасшествие». В Мармеладове и в него жене Достоевский показал физическую и духовную деградацию «приниженное и оскорбленных» (пьянство Мармеладова, сумасшествие Екатерины Ивановны). Они не способные ни к серьезному бунту, ни к смирению. Их гордость настолько непомерная, что смирение для них невозможно. Они «бунтуют», но их бунт трагикомичен. В Мармеладова это пьяные разглагольствования, «кабачние разговоры с разными незнакомцами». Он рассказывал Раскольникову, что пропил «даже чулки своей жены», что бьет его за вихры, и он говорит, что это ему « в наслаждение». Но это навязчивое самобичевание Мармеладова ничего общего не имеет с искренним смирением
У Екатерины Ивановны «бунт» превращается в истерике. Это трагедия, которая переходит в майданное грубое действо. Она без всякой причины нападает на окружающих, самая нарывается на неприятности и унижение ( то и дело обижает квартирную хозяйку, в результате чего ее выгоняют на улицу, идет к генералу «добиваться справедливости», откуда ее также с позором выгоняют). Екатерина Ивановна не только окружающих людей обвиняет в своих страданиях, но и Бога. «На мне нет грехов! Бог и без того должен простить... Сам знает, как я страдала!.. А не простит, так и не надо!» - говорит она перед смертью
Драма семьи Мармеладових разворачивается в самой грязной части Петербурга. Достоевский показывает, как беспросветная убогость и сам Петербург заставляют людей терять человеческий вид
Другие персонажи романа, в том числе и эпизодичные (пьяная девушка, которая Раскольников встретил на бульваре, безропотная Лизавета, что износила образа сестры, и многие другие), дополняют общую картину безысходности, горя и унижения
Лизавета, что стала случайной жертвой Раскольникова, наверное, в своей смерти так же, как и Екатерина, нашла облегчение, спасание от повседневной рабской работы и унижения. Семья Мармеладових, Лизавета, люди в нищих кварталах Петербурга представляют огромную массу приниженных и людей, которые самоунижаются, для которых даже смерть становится радостью
Огромную роль в раскрытии этого мира перед читателем играет описание города, обстановка, в которой жилы все эти герои. Петербург в романе не просто город, фон всего что происходит, а даже в какой-то степени действующее лицо. Город давит на людей. Его шумные и грязные улицы угнетают людей. А дома, в которых живут наши герои?! Комнаты обычно рисуются в полутьме. Все давит на людей в них - давят стены, давят стелы... Все эти картины неотделимые от человеческих судеб. Эта деталь очень важная. Давка стен и потолков на людей символически. Оно как бы усиливает давка убогости, которая толкает людей на преступления, порождает горе, страдание, сумасшествие
Таким образом, в романе «Преступление и наказания» перед нами появляется целый ряд «приниженных и оскорбленных», « маленьких людей». Но мне кажется, что автор видит причину их несчастий и неприятностей не только в социальном статусе. Важной причиной также есть самые люди, которые разучились ценить свое человеческое достоинство и, как. Следствие, которые не умеют сочувствовать другим. И только «красота спасет мир», красота духовная. Поэтому миропонимание Достоевского базируется на одной неминуемой ценности - на любви к человеку, на признании духовности человека за главное
Тема «приниженных и оскорбленных» в творчестве Ф. Г. Достоевского
Комментариев нет:
Отправить комментарий