среда, 7 января 2015 г.

Трагедия личности в романе "Разве ревут еопи, как ясли полные?" Афанасия Мирного

Трагедия личности в романе "Разве ревут еопи, как ясли полные?" Афанасия Мирного


Трагедию личности Афанасий Мирный видбив уже в названии - при издании 1903 р, в Украине произведение было названо "Пропащая сила". В романе, по определению и. Франко, "обрисовано почти столетнюю историю украинского села", раскрыта тогдашняя действительность во всех ее сложностях и разногласиях. В аллегорическом названии "Разве ревут волы. как ясли полные?" звучала главная идея: волы - символический образ уярмленого крестьянства - не ревели бы, если бы было что есть и питься


Трагедию личности найповнише воспроизведено в доле Чипки, Григория, Максима, Мотри. Другие персонажи - Галя, Христя, баба Оришка - содействуют рельефнишому видтиненню главных характеров. Третьи - Лушня, Мотня, Крыса, Порох. Чижик, Евдокия, генеральша, Кряжов, господин Польский, хотя и являются эпизодичными, дали возможность автору передать сущность тогдашних общественных тенденций и психологически сделать более выразительным причины трагедии личности


Сложная композиция романа, которую академик Александр Билецький назвал "домом с многими пристройками и надстройками", подчиненная цели якнайширше показать социальные условия жизни крестьянства и мотивировать поведение героев, раскрыть, что же именно толкало крестьян на скользкую дорогу, калечило их души, калечило мораль, то есть послужило причиной трагедии


В центре романа обид Чипки - неутомимого искателя правды, который сошел на кривую тропу борьбы и стал "пропащей силой". Сын пренебреженной крестьянки. Чипка возрастает в бедности, в условиях недоброжелательности и враждебности. Ровесники смеются над ним. Когда богатой Бородай за упрямство прогнал Чипку из работы, он "понес в серне горькое чувство ненависти на судьбу, которая поделила людей на хозяина и работ-ника...". Каждый из этапов жизни Чипки выразительно очерченный благодаря тонкому психологическому анализу его поведения. Резкие переходы вол ожиданий счастливо жить на своему добрые к горьким отчаянным настроениям раскрывают взволнованную душу героя. Весьма поразила несправедливость Чипку, когда за право работать на собственной земле чиновник цинично требует взятки. В этот момент Чипка потерял веру в справедливость. В него сердце уже в который раз закипевшая ненависть, к сожалению, не только к угнетателям, а и ко всихлюдей.


Отсюда - слепое, стихийное бунтарство пренебреженного, обворованного человека. Раздумывая над личной недолей, над всенародным бедствием, Чипка все глубже осознает социальные корни господствующей несправедливости. Для него становится очевидным, что на труженика "налегли" и помещик, поп, кабатчик, и "свой брат-богатырь", что "всем хочется поездить" на шее бесправного крестьянина. Под влиянием лихого "общества" Чипка опустился на самое дно жизни. Однако добро в него натуре на некоторое время победило. Он стыдился своего давнего безпрока "той кривой тропы". Пошли разговоры о земстве, о выборах гласных, и Чипка призывает общину защищать свои интересы. Когда Чипку приказом губернатора было выведено с управы " по неблагонадежности". это эта несправедливость стала последним толчком, который столкнул правдоискателя на тропу слепой мести. Грабежи, убийства сводят на нет его протест. Кровь невиновных людей страшным тавром заплямовуе Чипку. Из правдоискателя он превратился на криминального преступника


Григорий, ближайший приятель детских лет Чипки, избирает другой жизненный путь. Меряя босыми ногами пыльные заробитчанськи пути, Григорий мечтал об "доме теплую". Неудачи, бедствование, злоключения породили у хозяйственного парня эгоизм, равнодушие к судьбе других, корисливисть. Даже приятельство с Чипкою Григорий старался использовать для собственного обогащения. Нескрываемое злорад-ство относительно Чипки, пренебрежение своего товарища - это так же своеобразная трагедия Григория


Максим Ґудзь - это еще один яркий тип трагической личности, "пропащей силы". Душа Максима рвалась к энергичному делу, на широкое пространство. Казарма сломала его небудничную силу. Максим страдал от бессмысленной службы-муштры. Когда ему попала в руки "граматка", своими силами овладел азбуку и научился по церковным книжкам читать. Водка, к которой Максим привык, требовала денег, и он не стыдится грабить людей, обирать солдат. Всякими неправдами Максим обогащается и возвращается в село через тридцать лет с деньгами и "заслугами". Максимив хутор становится пристанищем грабителей. Морально испорченный солдатчиною, Максим живое единой страстью - обогащением


Трагедия людской личности или не наиболее трогательно воспроизведена в обиде Мотри. Мотря - одна из наиболее трагичный фигур в украинской литературе. С психологической убедительностью мотивирован последний шаг женщины. Она была готова отдать ради сына все. И, не выдержав страшных испытаний, которые упали на ее седую голову, не снесши кровавого разбойничества Чипки, иметь разоблачает его преступление. Так образ матери-страдници, ее честные, справедливые решения и действия приобретают символический звучание: это самая справедливость, самая человеческая совесть наказывали и преступление, и преступника, кем бы он не был. Такой поворот в развитии образа этой трагической личности удостоверяет неизбежность победы добра над взлом как одной из этических принципов нашего народа



Трагедия личности в романе "Разве ревут еопи, как ясли полные?" Афанасия Мирного

Комментариев нет:

Отправить комментарий