В ессе « Проблемы театра» Фридрих Дюрренматт утверждал, что наиболее удачной формой для освещения конфликтов современности есть трагикомедия. Ґротескни преувеличение, балаганные шутки и неожиданные парадоксы присущий трагикомедии, позволяют, по его мнению, изобразить не только истинную природу мира и человека, но и показать механизмы несправедливости. «Ґротеск - одна из широких озможность быть точным», - говорил он. Итак, не случайно его наилучшую пьесу «Гостина старой дамы» написано именно в таком жанре. Много писателей в своих произведениях старались раскрыть причины преобразования обычного человека на убийцу. Но тяжело назвать хоть одно произведение, где это происходит не с одним человеком, а сразу со всеми жителями целого города. Ф. Дюрренматт в своей пьесе старается понять самую способность людей принимать преступление за норму, раскрывает социальные и психологические причины, которые объясняют инертность или откровенное содействие злу
«Мы присутствующие при одному з самых больших социальных экспериментов нашей эпохи», - говорит радиокомментатор в пьесе. Так, сюжет пьесы оборачивается вокруг события, действительно весьма схбжой на эксперимент: к небольшому городу Ґюллена приезжает старая и очень зажиточная дама, которая предлагает подарить городу миллиард за убийство бывшего любовника. Когда-то иль предал Клер Цаханесин и отказался от отцовства, купив за литр водки двух лжесвидетелей, не догадываясь, что наказание может достать его через много лет. Но истинный конфликт пьесы не в этой истории любви, а в том, как именно и почему жители Ґюллена соглашаются совершить убийство. Клер выступает в роли катализатора конфликта между обществом и личностью
Ґюллен - маленький городок, который находится в состоянии упадка. Даже влечения по обыкновению не останавливаются на станции, но жители помнят о лучших временах, когда Ґюллен был « одним из первых в стране» и даже « в Европе». В этом городе живут обычные люди. В авторском комментарии к пьесы Дюрренматт умышленно делал ударение на том, что «они именно такие, как и мы».
Клер, уверенная в том, что за деньги можно купить что-нибудь, обещает подарить миллиард за убийство иля. Сначала бургомистр делает вид, что предложение его привела в негодование («Лучше быть нищим, чем палачом»), другие люди или не воспринимают ситуацию серьезно, или почти искренне протестуют против преступления. Но со временем отношение к будущему событию постепенно меняется. Показным есть смены отношения учителя, который сначала осуждает действию Клер, но постепенно становится одним из наиболее активных участников преступления, потому что «соблазн весьма большой, а наша бедность весьма горка». Но он, на склонение видинших, хотя бы понимает, что творится именно преступление, - большинство обманывает самая себя, искать моральные оправдания убийству. Дескать, убить иля надо ради подъема общей нравственности, восстановление справедливости и т.п. Конечно, истинной причиной есть обещанные деньги. Никто не замечает собственного лицемерия. Создается впечатления, которые достаточно нескольких демагогических заявлений - и оправдать можно что-нибудь. «Умер от радости», - утверждает бургомистр после того, как толпа набросилась на иля. Именно толпа: убивают иля усимзагалом.
«Однако не имеет ничего жахливишого чем бедность, потому что в ней нет благородства», - уверяет хор у финале
Бедность материальная дополняется у обывателей бедностью морали или вообще души. Даже иль, что отнюдь не был порядочным человеком, на общем фоне становится похожим на героя перед финалом пьесы. Что жахливише: выдвинутая Клер условие или такое-вот «оправданное» убийство? Прямо этот вопрос не относится, но ход событий пьесы намекает, что худшим есть самое оправдания преступления перед него осуществлением, потому что оно потенциально открывает возможности новым подобный преступлениям и даже большим. В Клер были личные причины для мести, жителе юллена просто продали за деньги свои принципы. Но снова же таки в комментарии к пьесы Дюрренматт подчеркивает: «Эти люди тоже не воры», они просто слабодушные, они легкомысленные, верят, что «все пройдет».
Итак, объектом осуждения автора были не отдельные поступки подобных людей, а сам принцип эгоистически равнодушного отношения-к справедливости. Можно добавить, что большинство масштабных преступлений в реальной жизни, если внимательнее присмотреться, осуществляется по похожему принципу: кто-то первым дает «моральное» оправдание, кто-то просто устраняется от решения моральной проблемы, а в результате все становятся соучастниками (не имеет значения - активными или пассивными). Это делает содержание пьесы аллегорическим: в ней идет не только о конкретном убийстве, а о механизмах, которые заставляют обычных людей незаметно для самих себя становиться соучастниками любых преступлений. Бедность и унижения, с одной стороны, соблазн - из другого, а результат: преступление совершенно, и еще одно вранье получило право на жизнь
Выводя убийство за границы отдельного конфликта между отдельными лицами, Ф. Дюрренматт заставляет нас задуматься в том числе и над природой собственных поступков. Практически каждый из жителей Ґюллена имел возможность на самом деле выступить за законность, но этого не произошло. Они получили свои деньги, но потеряли кое-что больше: совесть и душу. Преступление тянет за собой другое преступление, за которое придется отвечать, отныне к каждому может прийти такая старая дама
Аллегорически-Моральное содержание сюжета драмы «Гостина старой дамы»
Комментариев нет:
Отправить комментарий