понедельник, 19 января 2015 г.

Феномен Андрея Платоновича Платонова

Феномен Андрея Платоновича Платонова приковывает к себе внимание современной критики, которая старается его разгадать с переменным успехом. Творчество писателя с работой подвергается толкованию, давая повод прямо противоположным интерпретациям, всегда оставляя возможность нового подхода к нему. Очевидно, в прозе Платонова заложенный мощный философский потенциал, который раскрывает тот или другое содержание в меру его актуализации в каждую новую эпоху


В своем творчестве Платонов исследует результаты попытки, которая не состоялась, мгновенной социальной перестройки общества, показывая уровень мифологизации сознания народа. Приметно, что художник и сам был предрасположен верить у осуществления идеального мироустройства. Об этом свидетельствует в первую очередь его публицистика. Однако в него художественном творчестве, интуитивно сориентированному на народный идеал, остаются преимущественно лишь иронически трансформированные свойственно авторские умозрительные построения


Недоверие к собственному утопизму, сформированной философскими идеями россиян космистов и поддержанному пролеткультовскими всемирными прожектами, обозначилось уже в раннем творчестве писателя, оказавшись в склонности Платонова к самоиронии. Высокий гуманизм художника рождал одновременно и веру у осуществления идеального мироустройства, и недоверие к него быстрого осуществления, который мог быть обеспеченным только ценой огромных жертв. Умозрительные построения в творчестве писателя проверяются логикой народного жизни


А. П. Платонов - писатель с трудной судьбой. Его жизни пришлось на переломное время в истории России


Платонов отбил в своих произведениях жизни первых послереволюционных десятилетий с необыкновенной полнотой и дальновидностью. В конце 20-х - начала 30-х лет им были созданы наиболее большие вещи: роман «Чевенгур», бедняцкая хроника «Впрок», повести «Котлован», «Джан» и «Ювенильное море».


После яркого дебюта книги «Епифанские шлюзы» в 1927 году Платонов сразу же завоевал популярность в литературных кругах. В 1928 году у него выходят уже две книги, он широко печатался в журналах, пока не вышли его сатирические рассказы «Государственный житель», «Усомнившийся человек», что раскрывают силу, основу и перспективу бюрократизма в нашем обществе


Роман «Чевенгур», по словам Горького, оказался неприемлемым для нашей цензуры, опубликованная в журнале «Красная новость» хроника «Впрок» была названная «клеветнической кулацкой вылазкой», «Котлован» и «Ювенильное море» остались неопубликованными. Официальная критика платоновских произведений, розга даже для тех времен, была явно рассчитана на уничтожение Платонова как писателя. Это было связано с гневным отзывом самого Сталина по поводу рассказа Платонова «Усомнившийся Макар».


Единое, что разрешалось печатать,- это критика. В 1937 году Платонов вынужденный был покаяться. Он писал: «Мои литературные ошибки не отвечали моим субъективным намерениям». И Андрей Платонов исчез из поля зрения широкого читателя, пойдя на дно безвестности, убогости и недуг, разделивши судьбу тех «безымянных других», о которых писал в «Чевенгуре». Лишь в последние годы началось реальное возвращение Платонова читателю. Чем же было вызвано бывшее непринятие писателя?


Уже у раннего Платонова, что праздник верит в маршрут паровоза истории», ощущается стремления проверить: а туда ли мчится паровоз, будут ли люди счастливые? «Епифанские шлюзы» повествуют о событиях XVIII столетие, когда хотели соединить Волго-Донской бассейн шлюзами, но попытка сорвалась. Руководит проектом англичанин Бертран Перри. Он приехал заработать деньги на бракосочетание. Никого не щадя, инженер гибнет сам в питочной башни Кремля. Он одновременно жертва и палач. Историческая повесть «Епифанские шлюзы» целиком прозрачно намекала на современную ситуацию, когда не государство существует для людей, а они для государства


Платонов замолоду искренне поверил в неминуемый рай « военного коммунизма» на земле, рай, который согревается огнем мировой революции. «Дело социальной коммунистической рева люции - уничтожить личность и родить ее смертью новое живое мощное существо - общество, коллектив, единый организм земной поверхности, одного образца и с одним кулаком против природы»,- писал Платонов в декабре 1920 года. Но большой гений художника, который сочувствует сердце гражданина и мощный аналитический ум мыслителя привели к раннему и печальному прозрению. Платонов подвергнул беспощадному художественному исследованию религию пролетариата и свою юношескую веру и пришел к неутешительному заключению, которая пролетарская религия ненависти - возвратная сторона христианства, где на смену любви к ближнему пришлая ненависть к классовому врагу. «Пролетариат, сын отчаяния, полный гневу и огня мести. Этот гнев выше всякой небесной любви. Наши пулеметы на фронте выше евангельских слов. Красный солдат выше святого. Мы нашли того бога, ради которого будет жить коммунистическое человечество». Эти идеи религии пролетарской ненависти развитые и доказанные к абсурду в «Чевенгуре».


Чевенгур - небольшой город, в котором «группа товарищей» старается построить коммунизм. Первая часть романа повествует о поисках счастья путешественниками. Они бродят по России, охваченной войной. Во второй части роман показан, что герои-путешественники пришли в какой-то город Чевенгур, где коммунизм уже построен. Однако город как бы изымается из потока истории. Чевенгурци живут для товаришив, но предварительно они истребляют всех « недостойных коммунизма». На поиски исчезнувшие из-под власти государства города отправляются регулярные части, которые истребляют чевенгурцев. Но удивительно - жители умирают с облегчением, освобождаясь от скуки « построенного рая». Романом «Чевенгур» Платонов показал бесперспективность пути, по которому пошла Россия после революции. Герои романа - жертвы неправильно поставленной цели. В этом их бедствие, а не вина


О чем же повествует «Тайный человек»? Пухив не предатель, а что сомневается. Что за тайну сохраняет он в душе? В душе Фома несет страсть к истинному познанию, неуспокоенность. Не все так просто и однозначно в человеке, хотя сам он хочет дойти «к самой сути», и в первую очередь - к сути революции. Почему он Фома? Намек на апостола Фому, единое содержание, которое постигло, обучение Христу, его тайную суть. Автор дает реальную картину того лет: «На всем пространстве двора лежали искалеченные невероятной работой паровозы. Эшелоны царской войны, железные дороги гражданской войны - все видели паровозы, а теперь залегли в смертном обморо ке в сельские травы, неуместные рядом с машиной». Какая печальная музыка прощания из что идет! Непривычный для читателя взгляд на гражданскую войну


Страшной картиной начинается повесть: проголодавшийся Фома режет колбасу на гробу жены. Резко сдвинутые понятия жизни и смерти, повседневности и вечности. «Осиротевшему» Фоме нужно жить дальше. Зачем революция? Помогает она людям или усложняет их жизнь? Стали ли люди счастливее? «Зачем революция,- думает Фома,- если она не несет высшей справедливости? Только банкет смерти, все новые и новые жертвы». Пухив - вечный путешественник, он как пушинка на ветре путешествует, что толкается тайными запросами души. Фома - посторонний наблюдатель, который созерцает все то, что несет с собой революция: неважно и плохой краской измаранный Георгий Победитель, а вместо него - портрет Троцкого. На станцию, переполненную пассажирами, прибывает поезд, который везет одного командующего, который разъясняет, что «буржуазия целиком и полностью сволота». Подавляют Пуховая не самые «глупости революции», а отсутствие в сознании ее участников моральной перспективы. Влекомый по земле, не находит себе нигде места Фома, потому что не находится места в революции его души. Само движение приносит герою радость и душевное успокоение. Он хочет покоя и общего примирения, а не вражды и борьбы. «Хорошее утро», - говорит Пухив. «Так, целиком революционное»,- отвечает машинист. И снова сомнение: крепко ли счастье в послереволюционном мире?



Феномен Андрея Платоновича Платонова

Комментариев нет:

Отправить комментарий