четверг, 8 января 2015 г.

Социальный и философский источники бунта Раскольникова (за романом Ф. Достоевского «Преступление и наказание»)

Одна из, основных тем творчества Ф. Достоевского — тема взаимоотношений человека и идеи. В большинстве его романов есть персонажи, одержимые какой-нибудь идеей, которая жи-вуть только ею, что подчиняют ей все действия и в результате разрушают и своя жизнь, и жизнь иншихлюдей.


Роман «Преступление и наказание» буй задуман автором еще на каторге. Тогда он называл-сия «Пьяненькие», но постепенно замысел менялся. И новый роман «Преступление и наказание» стал «психологическим отчетом об одном преступлении». Но речь идет не об обычном убил-ство, а об идеологическом, выполненное преступником-мыслителем


Но разве Родион Раскольников, бедный студент, — преступник, убийцу? Что толкнуло его на преступление? Тяжелый залог на границе убогости, болезнь или изобретена им самым теория об «избранных» и «обычных» людей? Что было раньше?


Автор романа старается исследовать социальные и философские источники зла-чина Раскольникова.


Умный, гордый, полный осознание собственного достоинства, Родион Раскольни-Ков исключенный из университета, потому что ему не было чем платить за свое на-вчання. Живое он в крайней бедности, страдает от голода и нужды, от унижений, который ощущает и он сам, и его мать, и сестра Дуня. Он видит вокруг только грязь, убогость, пороки. Он старается помочь Мармеладову, но напрасно; хочет допо-мочь Сони, своей сестре Дуни — однако они остаются «приниженными и упо-слидженими». Раскольников вынужден заложить некоторые свои вещи, чтобы не умереть з голода


Он ощущает себя никому не нужным, обездоленным среди богатых особняков и нарядной публики. Задавленный убогостью и несправедливостью, он приходит к думам-ки об убийстве ростовщицы Альони Ивановны. Преступление этот имеет, так сказать, тео-ретичне обгрунтування. Убийство старой — не просто банальное убийство, а убил-ство « по совести».


Еще к преступлению он пишет и публикует статью, в которой излагает теорию о том, что все люди делятся на «обычных» и «необыкновенных, как Наполеон». Необычай-Ни имеют право ради блага людей переступить закон. Раскольников долго размышляет о своей собственной роли: «обычная» он человек — «животное дрожащее» или «право имеет». И решил довести на деле, что он «право должны совершить преступление по совести», стать владаремсвиту.


Родион Раскольников думал убить старую-ростовщицу, эту «никчемное существо», и вря-тувати от убогости себя и своих близких. Но он забыл главное: никто не давал ему права лишать жизнь другой человека. И все-таки, совершив преступление, Расколь-Ников не смог переступить через себя, через свою совесть. «Я не. старую убил... я себя убил», — скажет он


Ф. Достоевский опровергает теорию Раскольникова: логическое опровержение представил Порфирий Петрович, а моральное — «вечная» Соня Мармеладова.


Отношение к Раскольникова у Достоевского сложное, но приговор письменни-ка беспощадный — права на преступление не имеет никто! Показывая бесчеловечность буржуаз-ного общества, Достоевский все-таки не в нем видит причину преступления сво-го героя. Причина — в самому Раскольникову. И прежде чем менять общество, надо измениться самому



Социальный и философский источники бунта Раскольникова (за романом Ф. Достоевского «Преступление и наказание»)

Комментариев нет:

Отправить комментарий