пятница, 9 января 2015 г.

Описание и характеристика произведений Тараса Шевченко «Завещание», «Сон» («Во всякого своя судьба), «Кавказ», «и мертвым, и живым, и ненарожденним…», «Мне одинаково»

«Завещание»(1845)


История написания


Гостя на Переяславщини в декабре 1845 p., Шевченко серьезно заболел. У него возникшая невеселая мысль сказать людям последнее слово


Композиция, идейное содержание


По форме «Завещание» – монолог. Составляется с шести строф, которые объединенные попарно и образовывают будто три ступеньки, каждая из которых имеет свою руководящую мысль


Первые – поражают простотой, будничностью. Прослеживается логическая цепочка: слово «похороните» – образ гробы – высокая могила – вся Украина, согретая любовью Шевченко. Читатель поднимается на такую высоту, которая видно всю Украину, ощущает себя хозяином этой красоты и величия и осознает гражданскую ответственность за нее судьбу


В двух следующих парах строф автор польется мыслью к родному народу, беспокоится о его будущее. Шевченко верит, что трудящиеся победят, снимут из себя пута, поэтому й обращается к ним с призывом:


…вставайте,


Кандалы порвите


И вражеской злой кровью


Волю окропите.


Эти строки – кульминация мыслей и взрыв страсти поэта, его найзаповитнише желание. В них – ожидание, которые после смерти поэта осуществится его пылкая мечта о воле народа


Об «Завещании» или за него мотивами написаны сотни произведений: Г. Рыльский «Слово о родной матери», Г. Тихонов «Слово на Тарасовий горе в Каневе», М. Танк «Завещание» и ин.


На слова и мотив «Завещания» написано свыше 50 музыкальных произведений: хоры Г. Лысенко, Г. Тучного, Г. Вербицького, О. Кошиця, К. Стеценка, Я. Степного, Л. Ревуцького; кантаты С. Людкевича, Б. Лятошинського, симфонические поэмы и т. д.


«Сон» («Во всякого своя судьба…»)


(1844)


Жанр


Поэма «Сон» – первый в украинской литературе произведение политической сатиры


Сатирическое произведение – произведение разоблачительного содержания, в котором резко высмеяны реакционные, безобразные явления в общественной жизни или черты характера людей. Разоблачая негативное, антинародное, сатира утверждает положительное, демократическое, высоконравственное


Название – от образной аллегорической формы изложения содержания сна. Крепостничество - как ужасный сон, от которого деревенеет даже человек, который спит. Поэт призвал проснуться, избавиться ужасов и жить повноциннимжиттям.


В небольшом произведении автор стремился охватить всю Российскую империю, и сон оправдывает отрывистость рассказа, быстрое изменение событий, сказочные передвижения, фантастические картины (сцена «генерального мордобития»), аллегорические образа (белая птичка – душа замученных казаков), освобождает от довгихпереходив.


Сюжет и композиция


Во вступительной части Шевченко саркастически клеймит главные недостатки крепостнического общества, готовит читателя к основному рассказу. Дает общую характеристику российского самодержавия. «Тот муруе, тот разрушает» – слова, которые имеют подтекст (одни используют работу других, и в этом несовершенство общества).


Поэт осуждает захватническую политику императора Николая и и его предшественников; характеризует господ как пиявок трудового народа


Основной рассказ – поетова рассказ о видении, которые якобы ему приснились. В полете за совой лирический герой поэмы в печали прощается с Украиной, «бесталанной вдовьей», и обещает ей вернуться


Первая картина – описание летнего утра. Волшебные пейзажи контрастируют с картинами жизни общества – злоключений закрепощенного народа Украины, издевательство господ (« со шкурой снимают», «распинают», « подвергают пытке»…). ,


В лирических отступлениях поэт от лица народа ставит актуальное для в свое время вопрос: « долго ли еще на семь миру палачам властвовать?» (подтекст – призыв к вооруженному восстанию).


Вторая картина – зимний пейзаж, созвучный с судьбой каторжников. Поэт пролетает над пустыней вечного холода, слышит, « как загудели кандалы под землей» (обрисовано Сибирь - могилу каторжников). Автор называет виновником этого бедствия «несытого» царя


Шевченко создает образ борца, в котором обобщает черты многих поколений свободолюбивых, самоотверженных, героических, гиднихпатриотив.


Третья часть поэмы начинается городским пейзажем, на фоне которого муштруют солдатив.


Герой поэмы попадается на фейерверк, на котором встречает земляка, который ставрабом-перевертнем.


Попав к царскому дворцу, герой смело выкрикивает: «Так вот где рай!» Но этот рай не для тружеников, а для свавильнихпанив.


Тематика: изображение невероятных страданий трудящихся и « райского жизни» • господ, показ произвола и морального вырождения господствующих классов, продажности чиновничества


Идея: изобличение аморальности паразитизма и вирнопидданства, призыв к человеческому достоинству, пробуждению национального сознания трудящихся


и. Франко назвал поэму «смелым манифестом слова против темного царства».


«Кавказ» (1845)


Жанр: сатирическая поэма с элементами лирики и героики


Источника: захватническая война царской России против народов Кавказа (1840 – 1845). Гибель в этой войне друга Шевченко Якова де Бальмена дала толчок к написанию поэмы, в которой поднимается вопрос о праве к счастью всех поневоленихнародив.


Идейнохудожественное содержание


Введение – пасмурный пейзаж гip, обвитых тучами, засеянных горем и политых кровью. Автор готовит читателя к рассказу о трагических событиях войны


Символический образ Прометея воплощает несокрушимость, безсмертность, титанизм народа, а образ несытого орла – царизм. «Не умирает душа наша, не умирает воля» – звучат оптимистичные поетови слова (эпитет «наша» касается не только украинского, а и всех порабощенных народов).


В поэме автор прославляет кавказские сини горы и мужественных горцев. Звучат выразительные революционные мотивы: «Боритеся – поборете!», « потому что за вас правда» (обращается ко всем народов, уярмлених царизмом). Афоризмами стали слова с поэмы: «Не умирает душа наша, не умирает воля», «Палачи издеваются над нами, а правда наша пьяная спит», «К нам в науку!» и ин.


Тема: изобличение захватнической политики российского самодержавия, реакционной роли церкви и дворянской морали


Идея: сочувствие порабощенным, одобрение патриотической, мужественной борьбы горцев, ут-вердження бессмертие народа; призыв к объединению усилий народов для борьбы против общего врага – российского царизма


Краткий пересказ произведения «Кавказ»


Кавказские горы «засеянные горем, кровию политые» – продолжительное время там идет война. Спо-Конвику там орел (символ российского самодержавия) наказывает Прометея (символ неско-реного народа), и не в состоянии окончательно одолеть непокорного титана:


Не умирает душа наша,


Не умирает воля


И несытый не виоре


На дне моря поле


Не скует души живой


И слова живого


Не понесет славы Бога,


Большого Бога


Лирический герой поэмы обращается к Богу, спрашивая, когда, в конце концов, « прокинеть-сия правда», когда палачи народа перестанут издеваться над людьми:


Мы вируем твоей силе


И духу живому


Встанет правда! встанет воля!


И тебе одному


Помоляться все языки


Вовики и возрасты


А пока что текут реки


Кровавий реки!


Кавказские горы политы кровью, потому что там живое свободолюбивый народ, который совершает отчаяние-душное сопротивление завоевателям. Поэтому тысячами гибнут царские солдаты, льется кровь. А сльо-зи – удовъй, девичьи, матерей и родителей! их хватило бы на то, чтобы утопит «всех импера-торов… с детьми и внуками».


Лирический герой поэмы славит «рыцарей больших» – синив Кавказа, которые мужественно от-стоюють свое право на мирную работу, на жизнь по собственным законам:


Боритеся – поборете,


Вам Бог помогает!


За вас правда, за вас слава


И воля святая!


Поэт противопоставляет свободному Кавказа, где никто не посягает на чужое, крепостническую Россию. В этой стране, которая издавна гордится своими христианскими традициями, мо-жуть научить лишь, как надувать людей, сдирать из них последнюю шкуру, мордовать по тюрьмам и как продавать или проигрывать в карты своих же единоверцев-христиан


Лирический герой горько ставит в укор панству: «Вы любите на брате шкуру, а не душу!».


Алчные и богатые молятся розипъятому чем человечество Христу, строят ему, храмы и часовни, кладут перед него образом «неутомленние поклоны»:


За кражу, за войну, за кровь,


Чтобы братскую кровь пролить просят


И потом в дар тебе приносят


Из пожара украденный покров!!!


Поэма заканчивается обращением поэта к него погибшего друга Якова де Бальмена, который составил главу «не за Украину, а за ее палача». А лирический герой остается на-одинци со своими горькими раздумьями о судьбе Украины


Гнев и негодования лирического героя произведения вызывает лицемерие проводников загарбни-цькой политики царизма, которые стараются прикрыть свои хищнические намерения обманными утверждениями, якобы они несут просвещение темным «диким» народам:


Просветились! да еще и хочем


Вторых просветить,


Солнце правды показать


Слепым, видишь, дитям!..


Все покажем! тилько дайте


Себя в руку взять,


Как и тюрьмы муровати,


Кандалы коваться


Всему навчим; тилько дайте


Свои синие горы


Остатний… потому что уже взяли


И поле, и море


«И мертвым, и живым, и ненарожденим землякам моим в Украйни и не в Украйни мое дружнее послание»


(1845)


Жанр: послание


Особенности построения: отсутствие эпического, преимущество лирического, пронизанного актуальными гражданскими мотивами


В эпиграфе к посланию (слова из Библии «Когда кто говорит: люблю Бога, а брата своего ненавидит, – лже это») автор намекает на господ-эксплуататоров, которые, издеваясь из народа, говорят, что его любят


Идейнохудожественное содержание


В своем послании Шевченко развил идее, заложенные в произведениях, написанных в предыдущие года, указал на исторические корни общественных явлений. Он сопоставляет прошлое, современное, будущее


Лирический герой тяжело переживает трагизм окружающего жизни, подвергает критике господ, указывает им на другой путь (пугает ужасами революции и призывает прекратить издевательство из народа).


« В своем доме своя и правда, и сила, и воля», – пишет Шевченко, считая, что украинский народ имеет все основания для формирования своего самостоятельного государства и культуры


В произведении имеет место диалог между господином и лирическим героем о самобытности культуры украинского народа и ее роль в визволенни из-под ярма самодержавия. Правду надо искать на собственной земле, опираясь на свой народ, истинную волю можно получить только шляхомеднання.


Шевченко ставит пять коротких вопросов, намекая на то, что историю надо пересмотреть: «Что мы?», «Чьи сыны?, «Которых родителей?», «Кем закованые?», «За что закованые?»


Идея и значения произведения влияние на формирование национального самосознания украинского народа, осуждение равнодушия к будущему своего народа, утверждение демократического понимания истории Украины и ее культурного процесса


«Мне одинаково»


(1847)


Центральная поэзия цикла « В каземате», который является своеобразным прологом к « невольни-чой» лирики Шевченко


Основной мотив объединения гражданского и личного в жизни человека


Композиция


Условная низменность поэзии на две части:


-и - 18 строк;


-II – последние 5.


Произведение построено за принципомпротиставлення.


Идейнохудожественное содержание


Герой припоминает свое невольническое прошлое на чужбине («В неволе вырос между чужими»), осознает свой невольнический залог, будущее без надежды на волю («В неволе, плача, умру»).


Поэту кажется, что он так мало сделал, что и « малого следа» не оставит по себе


Сквозь решетку поэт видит Украину – «не свою» землю


Основная идея выражена в строках: „


И не одинаково мне,


Как Украину злий, люде


Усыпят, лукавые, и в огне


ее окраденую, возбудят…


«Мне одинаково…» – произведение-манифест о прометейвську самопожертвовании во имя украинской нации, счастье народа. В произведении затронутая ключевая проблема для Украины – быть или не быть ей самостоятельным независимым государством



Описание и характеристика произведений Тараса Шевченко «Завещание», «Сон» («Во всякого своя судьба), «Кавказ», «и мертвым, и живым, и ненарожденним…», «Мне одинаково»

Комментариев нет:

Отправить комментарий