Кто бросает камень вверх, бросает его на свою голову, и коварный удар разделит раны. Кто роет яму, сам упадет у нее, и кто ставит сете, сам будет уловленный ими. Кто делает зло, на того вернется оно, и он не узнает, откуда оно пришло к нему. Старый Завет
Добро и зло… Понятия вечные и нераздельные. И пока живой человек, они будут бороться друг с другом. Добро будет «приоткрываться» человеку, освещая ей путь к истины. Не всегда носителями добра и зла бывают разные люди, особой трагичности достигает эта борьба, когда она происходит в душе одного человека. В центре романа Г. Булгакова «Мастер и Маргарита» проблема борьбы добра и зла. Автор описывает событию двадцатых лет двадцатого столетия и события библейских времен. Действия, которые происходят в разное время, объединенные одной идеей - поисками истины и борьбы за нее. Перенесемся в далекий Єршалаим в дворец прокуратора Иудеи Понтия Пилата. « В белом плаще с кровавой подкладкой» появляется он перед человеком лет двадцати семы, у которой « руки связаны за спиной, под левым глазом синяк, в углу рта - ссадина с запеченной кровью». Человек эта - звали ее иешуа - обвиняется в подстрекательстве к разрушению ершалаимського храма. Арестант хотел было оправдаться: «Добрый человек! Поверь мне…».
Но его « научили» соблюдаться этикета: «Щуробий вынул бич и… ударил арестованного по плечам… Связанный мгновенно свалился наземь, будто бы ему подрубили ноги, захлебнулся воздухом, краска втекла с него лицо, и глаза потеряли смысл…». Тяжело не согласиться с тем определением, которое дал себе прокуратор: «злое чудовище». Понтий Пилат живое по своим законам: он знает, что мир разделен на господствующих и их подчиненных, что формула «раб подчиняется господину» незыблемая, значит, господин имеет право судить всех и вся. И вдруг появляется человек, который думает иначе: «… будет разрушен храм старой веры и соорудится новый храм истины». Более того, этот «бурлака» смеет предлагать: «Мне пришли в главу некоторые новые мысли, и я охотно поделился бы ими с тобой, тем более что ты делаешь впечатление очень умного человека». Он не боится судить прокуратора и делает это настолько уверенно, что временами приводит Пилата у замешательства. В иешуа своя жизненная философия: «… злых людей нет на миру, есть люди несчастливые». Арестант сдался интересный прокуратору. В него невиновности Пилат убедился сразу. Конечно, речь его немного крамольные, но зато «бурлака» имеет чудесное свойство снимать головную боль, которая так мучает прокуратора. И у Понтия Пилата уже сложился план действия: он объявит иешуа божевильним и вышлет на остров в Средиземном море, туда, где находится его резиденция. Но это оказалось невозможным. Иуда с Кариафа представил такие сведения об «безумце», что наместник кесаря не имел права не казнить его. иешуа казненный
Чему же мучится прокуратор? Почему ему снится сон, будто бы он не послал на смертную казнь бродячего философа и целителя, будто бы они идут вместе по месячной дорожке и мирно разговаривают, и он, «жестокий прокуратор Иудеи, от радости плакал и смеялся в сне?». Могущество Понтия Пилата оказалось мнимой. Он трус, и совесть мучает его. Но как связанные ершалаимськи главы с основной проблемой романа? Большое количество как явных, так и скрытых параллелей связывает изображение Єршалаима двадцатых лет первого столетия и Москвы двадцатых лет двадцатого столетия. Герои и времена, в них описанные, будто бы разные, а суть одна. Вражда, недоверие к инакомыслящим, зависть царствуют в мире, который окружает Мастера. Пороки этого мира оголяет Воланд.
Воланд - это художественно переосмысленный автором обид Сатаны. Сатана и его помощники создают зло и «делают благо». Их цель благородная - оказать искреннюю сущность явлений, выставить на общий обзор пороки человеческого общества. Фокусы в варьете, затеи с пустым костюмом, который подписывает бумаги, таинственное преобразование денег в доллары и другую чертовщину - все служит этой цели. И автор утверждает, что человеческую природу не способен изменить время, и вечное стремление людей к добрая непоколебимое. Прошло двадцать столетий, а олицетворение добра и любви - Исус Христос живой в душахлюдей.
Мастер, главный герой романа, создает роман о Христе и Пилате. Христос для него - это мыслящая и страдающая личность, которая утверждает достоинство бескорыстного служения людям, которые несут неминуемые ценности в мир. Пойдя от нас, Мастер оставил свой роман как напоминания о том, что моральные проблемы решаются только внутри человека. Только в душе каждого добро может победить зло или уступить ему
Проблема добра и зла в романе Г. Булгакова «Мастер и Маргарита»
Комментариев нет:
Отправить комментарий