вторник, 20 января 2015 г.

Тема трагической судьбы художника в поэзии и. Франко "Опивнич. Глухо. Холодно. Ветер Воет"

Поэзия и. Франко "Опивнич. Глухо. Холодно. Ветер воет..." наделенная волшебной притягательной силой. Она не просто служит объектом читательского наслаждения, а зачаровывает читателя, ошеломляет его своей глубиной и завершенностью. Основная тема произведения — творческая трагедия художника — разрабатывается в оригинальной художественной форме


Стих было написано 20 ноября 1901 года, а впервые напечатано уже в следующем годе в "Литературно-научном вестнике" в составе лирического диптиха "Из дневника" вместе со стихом " Как глава болит!..". Со временем обе поэзии вошли в сборники "Semper tiro". Название "Из дневника" призвана обратить внимание читателя на своеобразный характер произведения. Именно в дневниковых записях человек становится откровенной как никогда. Только страницам дневника раненная душа доверяет все свои тайны. Конечно, что мы не можем воспринимать поэзию как биографическую фиксацию конкретных будничных событий. Скорее название призвано создать интимно-доверчивую атмосферу между лирическим героем та читателем


Итак, поэзия — это своеобразный лирический дневник автора, которому он доверяет свои найпотаемниши раздумья и чувство


Стих представляет собой высокий образец лирической медитации, осложненной пейзажными элементами и ролевым диалогом лирического героя и его " неурожденных детей", " невоспетых пений":


Опивнич. Глухо. Холодно. Ветер воет


Я озяб. И выпало из холодных пальцев


Перо. И мозг утомлен отказал


Уже послуха. В душе глубокая павза.


Ни мысль, ни чувства, ни боль — ничто


В ней не шевелится. Замерло все,


Словно гнилой пруд в гуще,


Которого темную воду не шевелит


Ветровое дыхание...


Сразу же бросается в глаза параллелизм картин природы и душевного залога лирического героя. Зима — это пора года, когда природа отдыхает и засыпает глубоким сном. Позади остались весенний бурный расцвет, пожилая жара, осенняя грусть. Зимой также грустно, но это грусть-отдых. Так и в душе лирического героя замирают, засыпают все мысли, чувство и даже боль. Но душа не мертвая, она — будто гнилой пруд, темную воду которого не шевелит ветровое дыхание. Для того чтобы принудить этот пруд души жить, нужный истинный ураган впечатлений, бурных событий, страсти


Текст построен на основе символических двойных оппозиций света — тьмы, тепла — холода, верха — низа, жизнь — смерти, бытие — небытие. Эти символические оппозиции, связанные между собой содержательно (свет, тепло, верх как символы жизни и счастье противопоставляются темряви, холода, абсолютному низу — атрибутам недоли и смерти), кристаллизуются в системе ключевых слов-образов, которые несут на себе главная смысловая нагрузка. Образа, которые имеют положительное эмоциональная и смысловая нагрузки: сердце, свет, солнце, весна, тепло и др. Образа, которые имеют негативное эмоциональная и смысловая нагрузки: боль, павза, лихая судьба, утопленники, грязь, гнилой пруд, болотное дно, темная яма, печальная хата, мороз и т.п. Именно последние образа создают трагически-пессимистическое звучание поэзии в целом. Они характеризуют действительность художника, в то время как положительно наснажени слова-образа выражают желательный, надлежащий, овеянный мечтой, однако, к сожалению, недосягаемый статус творческой свободы художника:


Не выйдете на свет, небожата!


Не вывести уже вас мне к солнцу!


Я сам это лежу в темной яме,


Я сам гнию здесь, к земле прибитый,


А с диким хохотом по моей груди


Тупоче, бьет моя лихая судьба!


Для творца печальные пения его души — это небожата, которых наперекор всем жизненным обстоятельствам надо вывести к солнцу, дать им жизнь и надежду. Мы знаем, что последние года жизни поэта были очень тяжелыми. С одной стороны, его подавляла неизлечимая болезнь и ее обострение. С другой стороны, трудными для художника оказались вконец неблагоприятные условия для творчества — преследование любых проявлений украинского национального жизни. Оттуда, наверное, в поэзии появляется этот образ темной ямы, выбраться из которой нет силы. Что для поэта становится смертью — смерть духовная, невозможность высказывать свои мысли, чувство в песни. Физически поэт еще не умер, однако духовная смерть порождает угнетение всех функций организма: "Я сам гнию здесь, к земле прибитый...". Судьба улыбается и издевается — она с диким хохотом тупоче и бьет по груди, в которому еще остается живимсерце.


Важную роль в повышении эмоциональности поэтического текста играют разные повторы: "там весело — пусть мы здесь не чахнем! Там хорошо так — пусть здесь не гнием!"; "Не выйдете на свет, небожата! Не вывести уже вас мне к солнцу! Я сам это лежу в темной яме, я сам гнию здесь, к земле прибитый...". Поэт нагромождает обстоятельства и определения, синонимические существительные ("и голос слышать, вскрик, рыдание, стон... тень голоса, вздох"). Причем отдельные слова уживаются не столько в прямом, буквальном смысле, сколько несут символическую нагрузку:


Где же я тепла возьму вам, небожата?


Уста мои заципило морозом,


А сердце у меня вижерла гадюка...


Итак, мороз, который заципив уста, — это не просто отсутствие творческого вдохновения, вызванного перенасыщенностью и удовлетворением. Образ гадюки, которая вижерла сердце, — это символическое воплощение всех бурных событий реальной действительности, которые истощили лирического героя. Как видим, в поэзии перед читателем приоткрывается большая тайна творческой трагедии художника. Но, по моему мнению, лирический герой, художник, уже весьма захватывается своей драмой. Художник, даже в наиболее трагичный моменты своего пребывания в материальном мире, не перестает быть художником. Так же, как вчера любовь вызвала у него волшебные песне, так сегодня духовная усталость вызывает к жизни эти минорные звуки песни-исповеди. Общее эмоциональное впечатление от музыки Франкового стиха гнитюче, страшное, несвободное. Впрочем, оно полностью гармонирует с содержанием и пафосомпоезий.



Тема трагической судьбы художника в поэзии и. Франко "Опивнич. Глухо. Холодно. Ветер Воет"

Комментариев нет:

Отправить комментарий