вторник, 13 января 2015 г.

Кайдашева семья - вершина юмористического таланта и. Нечуя-Левицкого

Восприняв реализм и народности Т. Шевченко, и. Нечуй-Левицкий за полстолетия написал свыше пятидесяти художественных произведений, отобразивши в них жизнь разных общественных слоев. Есть среди них и юмористические произведения. Например, комедия "На Кажумъяках", "Голодному и опята мясо".


Но вершиной юмористического таланта писателя справедливо полагает его социально-бытовая повесть "Кайдашева семья", созданная 1879 года


Это один из лучших произведений мировой литературы, в котором реалистически отображена жизни пореформенного села со всеми его распрями, вызванными частной собственностью. "Кайдашева семья" не оставляет равнодушными никакого, кто прочитал ее, зачаровывает своим искрометным юмором, прекрасным языком, пересыпанным остроумными и точными пословицами и поговорками, мастерски обрисованными образами героев


Начинается повесть описанием местности, среди которой раскинулось село Семигори. Прекрасная картина украинской природы: лес, как зеленое море, ставки в камышах и левады, беленькие нарядные дома - все манит к себе, настраивает читателя на лирический порядок. И хочется надеяться, что и жизнь людей минует в гармонии с этой красотой


И, к сожалению, это совсем не так. В повести автор изображает быт крестьянской семьи после отмены крепостничества. Из комических сцен жизни семьи Кайдашив вырастает реалистическая и трагическая за своей сутью картина жизни крестьянства. Перед нами возникает целый ряд ярких, колоритных фигур: льстивая и кичливая, но вместе с тем грубая и грубая Кайдашиха, суеверный Кайдаш, который аж слишком приходится к рюмки, суровый, эгоистический Карп, Мотря, которая "имеет сердце с перцем", тихая, безропотная Мелашка и бодрый зажигательный Лаврин. Все они члены Кайдашевой семьи. Писатель мастерски показывает этих героев повести, раскрывая руководящие черты характеров, умело передает их темпераменты, привычки, наклоны


После бракосочетания Карпа с Мотрей в семье Кайдашив возникают споры, начинается "домашняя война" за "твое и мое", пробуждаются эгоистические инстинкты и страсти Кайдашив. С помощью диалогов автор мастерски раскрывает психологию героев. Благодаря ним повесть во многих местах читается как драматическое произведение. Иногда в эпический рассказ автор вводит гострокомични сценки, смешные ситуации. Например, приключения пьяного Кайдаша, приключения с Марусей Кайдашихою во время поездки на оглядини в Бейвци, которые напоминают народные анекдоты и интермедии


Преисполненные комизму эпизоды родственного жизни Кайдашив. Кайдашиха и старшая невестка Мотря, соревнуясь за первенство в домашних делах, бьют горшки друг другу, сидят в неметеном доме и т.п. Комические сцены писатель создает с помощью контраста между приподнятым, эпический^-эпическим-героико-эпическим характером рассказа и теми никчемными поступками героев, о каких речь идет. Например, описание очередной баталии между семьями братьев Кайдашенкив начинается словами, близкими к народным думам: "Не черная туча с синего моря наступала, то выступала Мотря с Карпом из-за своего дома к плетню". "Не седая туча над дубравой вставала, то приближалась к плетню старая видроока Кайдашиха, а за ними повибигали все дети".


Все члены семьи Кайдашив грубые и сварливые. Ссора полностью вошла в их жизнь: например, в Маруси Кайдашихи "аж губы тряслись от бранные слова, когда не было с кем ссориться". Это ограниченная женщина, которая через вражду со всеми становится посмешищем


Ежедневная грызня, потасовки сделали и из Мотри сварливую, эгоистическую женщину, которая по сути ничем не отличается от Кайдашихи. Неугомонная невестка всегда зчиняла ссору, не раз била горшки Кайдашиси. Злость ее не имела границ


Отношения, внутренний мир этих героев писатель воссоздает в мастерски построенных юмористически-сатиричнихдиалогах.


Язык героев пересыпан бранным словом, грубыми сравнениями. Ругая невестку, свекровь говорит: "Это не Мотря, а бендерська чума", "Твои дети такие змеи, как и ты". "Наплодила волчат то не пускай к моей кадке".


Так разговаривает и Мотря: "Ты змея злая, а не свекровь".


Юмор Нечуя-Левицкого идет от самой жизни, от народного творчества и есть одной из сильнейших и найсвоеридниших особенностей таланта писателя. Но этот юмор имеет разные оттенки: от добродушной шутки к сатирическому смеху, в зависимости от того, на кого он направлен. В последних разделах сатирическая струя повести доходит своего высшего напряжения, когда через копеечный кувшин человеку выкололи глаз. Конечно, это уже не смех, а гоголевский "смех сквозь слезы".


А вот другой герой повести - Карп. Решительный, волевой парень, по-своему умный. Но взглянем же: вон он гонится селом за своей матерью и неистово кричит: "Удушу, иродова душа!" Это тоже - смех сквозь слезы. Итак, изображая в повести сцены крестьянского быта, конфликты между героями, автор доказывает, что темнота, ограниченность, эгоизм были порождениям тогдашней действительности, ее законами. Но, высмеяв все безобразное, отсталое, писатель поднял голос на защиту порабощенного люда. Родные люди враждуют, их потасовки и ссоры мерзкие, смешные, но писатель предостерегает: люди, опомнитесь, взгляните на себя, или же ради того мы живем на миру? Или не лучше направить свою энергию в другой бок, потому что лишь мир, покой, согласие смогут сделать жизнь осмысленным, зажиточным и счастливым



Кайдашева семья - вершина юмористического таланта и. Нечуя-Левицкого

Комментариев нет:

Отправить комментарий