Романтизм как определенный тип культуры в разных странах имел свои национальные особенности. В Германии, раздробленной более якна 360 великихи малых суверенных государств - королевств, курфюрст, рыцарских владений, вся интеллектуальная энергия перешла в область теории, которое нашло отображение в философсько-эстетичных поисках, художественной литературе, работе знаменитейшей школы иенськихромантикив. Французская революция стала важным стимулом немецкой духовной революции, которая разворачивалась в конце XVIII - в начале XIX ст. ее активными участниками были немецкие деятели культуры, особенно писатели. Это стало основой первого периода немецкого романтизма и предоставило ему всемирного значения
Немецкий романтизм можно условно поделить на четыре периода
Первый периоды 795-1806), связанный с деятельностью иенського кружка, имел название “ универсального романтизма”. Литература этого периода обозначена тесным звязком с философией (Фихте, Шеллинг).
Второй периоде 1806-1815). В него основе лежит деятельность Гейдельберзького кружка (1805-1806). Поворачивается искренний интерес к народнойтворчости, поэтому руководящей становится народно-фольклорное течение. .
Третий период (1815-1830) называют периодом реставрации. Сердцевиной литературной деятельности становится Берлин. В настоящее время на передний план выходит гротескно-фантастический романтизм, величайший его представитель Ернсттеодор Амадей Гоф-Ман (1776-1822). К третьему периоду можно отнести и раннее творчество Генриха Гейне
Четвертый, или поздний период (1830-1848), характеризуется - огромным разнообразием литературных групп, тенденций и течений. Его найпомитнишою чертой является обращения к современным общественно-политическим проблемам и полный отход от увлечения прошлым наций. На этот период приходится творчество Генриха Гейне
Наиполнейшим и ярчайшим воплощениям понятия “немецкая романтическая проза” есть творчество Ернста Теодора Амадея Гофмана. Его имя первым приходит в голову, когда речь идет о романтического героя, романтический конфликт, романтическую иронию и т.п. История имени Гофмана. В Европе давно существует традиция - прибавлять к имени грудного ребенка имена выдающихся предков рода. Родители Гофмана, называя сына, поддержали традиции рода - мальчик получил имя Ернсттеодор Вильгельм. А уже во взрослом возрасте писатель заменил Вильгельм на Амадей в честь своего любимого композитора Амадея Моцарта.
Гофман был человеком пылкой, непредусмотренной, страстной, как музыка Моцарта. Он называл музыку “ найромантични-шим со всех искусств, поскольку ей доступная сфера бесконечного”. Музыка, по его словам, “открывает человеку неизвестное царство, мир, который не имеет ничего общего с внешним, реальным миром, который ее окружает”. Только в музыке она понимает “приподнятую песню деревьев, цветов, животных, камня и вод”. Музыка - это “праязык природы”. Из молодых лет Гофмана мучила двойственность человеческого существования - желание свободы и красоты, полета в небесные сферы, дива творчества и любовь и вместе с тем прикутисть к ежедневному, серого, бытового, материального
Мучительной была и невозможность снять из себя, непривлекательную оболочку маленького человечка с корявым, густым, жестким волосами, тонкими губами, крючковатым носом, тревожным взглядом больших темных глаз (таким он себя сам рисовал, а следовательно - видел) и превратиться на волшебного красавца - принца со сказки. Этот разрыв, эта непреодоленная пропасть между желательным и сущим во многом обусловила не только сложность, прихотливость людской характера Гофмана - мудреца и чудака, найвитонченишого художника с поэтическим, лирическим даром и завсегдатая винарень, который в веселой мужской компании вел себя розкуто и дерзко, ссорился с друзьями по рюмке и попадался в разные переплеты. Двойственность, противоречивость человеческого существования и человеческого характера, которые Гофман так болезненно ощущал, сформировали и его понимание человека, и мировоззрение, и философию, основные черты его творчества, художественного манеры
Кое-что похожий на художественный мир Калло, он все же особый. Образовании “Крошечка Цахес…” Гофман утверждает, что мир в самом деле делится на художников и филистеров. Филистер - самодовольный и ограниченный человек с узким обывательским мировоззрением и ханжеским поведением. Рисунки к первому изданию “Крошечки Цахеса…” выполнил сам Гофман. Он определил и жанровую особенность - сказка-новелла. Самостоятельно знакомясь с текстом произведения “Крошечка Цахес…”, визначить жанровые особенности данного произведения, опираясь на собственные знания теории литературы
«Крошечка Цахес» - шедевр романтической сказки - новеллы
Комментариев нет:
Отправить комментарий