УМБЕРТО ЕКО
(родился 1932)
Итальянский прозаик, семиотик, культуролог, эссеист, известный итальянский теоретик, профессор семиотики Болонского университета, доктор философских наук, культуролог, журналист, автор всесвитньовидомих романов "Имя розы" (1980), "Маятник Фуко" (1988), "Остров предыдущего дня" (1995), "Бавдолино" (2000), лауреат многочисленных литературных премий (Strega, Viareg-gio, Anghiari), кавалер французского ордена за заслуги в литературе, ордена Маршалла Мак Люена (ЮНЕСКО), ордена Почетного легиона, греческого ордена Золотой звезды, ордена Большого Креста Итальянской республики, член Международного форума ЮНЕСКО (1992-1993), президент Международной ассоциации семиотики и когнитивных исследований, академик Академии мировой культуры в Париже, Академии наук Болоньи, Международной академии философии искусств, почетный профессор свыше С университетов Европы, Азии и Америки, Умберто Еко родился 5 января 1932 года в Алессандрий (Пьемонт), небольшому городку на восток от Турина и на юг от Милана. Отец Джулио Еко, бухгалтер по профессии, ветеран трех войн, иметь - Джованна Еко.
Выполняя желание отца, который хотел, чтобы сын стал адвокатом, Еко вступил к Туринського университета, где слушал курс из юриспруденции, но в скором времени оставил эту науку и занялся изучением средневековой философии. Закончил университет в 1954 году, представивши как диссертационную работу произведение, посвященное религиозному мыслителю и философу Фоме Аквинскому. В этом же году лаштувався на работу на RAI (Итальянское телевидение), где был редактором программ по культуры, печатался в периодике. В 1958- 1959 годах служил В армии
Этот плодотворный литератор пишет как итальянской, так и английской языками. Прибавляя несколько фактов для полного представления об этой непересекающейся личности, можно припомнить интересные рассказы Умберто Еко о самом себе. Из них возникает кое-что эксцентричный человек, который, чтобы довести, что она не суеверная, умышленно бегает навстречу черным котам или назначает испытания на 13-е, чтобы покепкувати из испуганных студентов. Каждую свою книжку писатель заканчивал к своему дню рождения (он родился 5 января 1932 года), а если не успевал этого сделать, то умышленно "оттягивал" к в следующем году. Роман "Бавдолино" У. Еко, увлекшись, завершил в августе, и, волей судьбы, в этот день родился его первый внук, которому автор и посвятил эту книжку. При переводах, которые он обязательно курирует, Еко делает многочисленные исправления, создает разные варианты, так что, в конечном итоге, один текст сильно отличается от другого. Многочисленные издания, которые вышли во всем мире (произведения Еко переводились европейскими и восточными языками), указывали на гиперактивную работу автора. Еко принимает участие в разных проектах: интернетовских форумах, публичных лекциях, создании сидирома, посвященного культуре барокко, и др., но за свою длинную карьеру ученого и литератора он лишь два раза выступал на телевидении, исключив эту форму коммуникации со своей жизни. Возможно, сыграло роль то, что отношения Еко с телевидением сложились не весьма удачно - в 1959 году он был уволен з RAI.
1959 года Еко становится старшим редактором раздела "литература нон фикшн" миланського издательства "Бомпьяни" (где работал до 1975 года) и начинает сотрудничать с журналом "Verri", выступая с ежемесячной колонкой. Статьи, напечатанные в "Verri", составили подборку "Dtario rriinimo" (1963), озаглавленную согласно рубрики, которую вел Еко, а почти через три десятилетия вышла в свет вторая подборка "Шагио minimo" (1992).
Со временем начинается и чрезвычайно интенсивная преподавательская академическая деятельность Еко. Он читает лекции из эстетики на факультете литературы и философии Туринського университета ей на архитектурном факультете Миланського политехнического Института в 1961-1964годах, в разное время был профессором визуальных коммуникаций архитектурного факультета Флорентийского университета, профессором семиотики Миланського политехнического института, Болонского университета до 1975ироку, заведующим кафедры семиотики Болонского университета, директором программ получения ученой степени из семиотики Болонского университета (1986-2002), членом Исполнительного научного комитета университета Сан-Марино (1:989-1995), президентом Международного центра семиотичних и когнитивных исследований, профессором Коллежу де Франс в Париже (1992-1993:), читал цикл Нортоновських лекций в Гарвардском университете, был избранный президентом Высшей школы гуманитарных исследований Болонского университета, Итальянского Института гуманитарных наук. Кроме того, читал курсы: лекций в Нью-Йоркском, Йельскому, Колумбийскому университетах, в университете Сан-Диего. Кроме семинаров и лекций, прочитанных в итальянских университетах и разных, учреждениях, выступал с лекциями и вел семинары в разных университетах всего мира, а также в таких культурных центрах, как Библиотека конгресса США и Союз ПИСЬМЕННИКиВСРСР.
Такие напряженные академические занятия, как не удивительно, не мешали научной работе. Популярность, к Еко-Семиотика пришла после публикации книги "Opera apenta" (1962) где гав размышляет об общих проблемах культуры
Следующие книги, которые со временем вышли, свидетельствуют, каким широким был круг научных интересов автора и какими глубокими были его познание в разнообразнейших областях науки и культуры. Среди них "Запуганные и соединенные" (1964), произведение, где рассматриваются вопросы теории массовой коммуникации, "Поетика Джойса" (1965), "Знак" (1971), "Домашний быт" (1973), исследование, посвященное проблемам истории культуры, "Трактат из общей семиотики" (1975), "На периферии империи" (1977), произведение, также посвященный проблемам истории культуры, "Интерпретация и гиперинтерпретация" (1992), "Поиски идеального языка в европейской культуре" (1993), "Отложенный Апокалипсис" (1994), сборник, который объединил избранные эссе "Пять эссе из этики" (1997), "Кант и качконис" (1997), исследование, посвященное вопросам епистемологий, " Между неправдой и иронией" (1998), где автор анализирует феномен неправды у разного рода практиках, " О литературе" (2002), сборник куда вошли переработанные в статьи публичные выступления Еко и собственно статье. В своих научных работах Еко рассматривал как специальные, так и личные проблемы семиотики. В научных работах, которые часто написанные с юмором оказывается необыкновенный характер Умберта Еко и потому их всегда приятно читать. Конечно, кроме юмора, теоретик захватывает своей эрудицией, побуждает к собственным поискам и раздумьям, и его исследование, как правило, есть научной "провокацией" в наилучшем понимании этого слова ( в частности, в работах " Отсутствующая структура", "Открытое произведение", "Границы интерпретации", "Lector in fabula" "Интерпретации повествовательных текстов").
Много сделал ученый для осмысления таких явлений как постмодернизм и массовая культура. Постмодернизм, согласно Еко, не столько явление, которое имеет строго фиксированные хронологические рамки, а, скорее, определенный духовный залог, особого рода игра, участие в которой возможная и в том случае, если участник не воспринимает постмодернистской иронии, интерпретируя предложенный текст особенно серьезно. Для массовой культуры характерные определенные схемы, в противоположность модернистской практике, которая делает установку на новаторство и новизну. По мнению Еко высокая и массовая естетика в постмодернизме сближаются. Научные заслуги Еко связаны с питаннямсемиотики.
Однако всемирная слава пришла не к Еко-Ученого, а к Еко-Прозйка. Первый его роман "Имя розы" (1980), сразу попал к списку бестселлеров. За признанием автора, он сначала хотел написать детективную историю с современного жизни, но потом решил, что ему будет намного интереснее выстраивать детективный сюжет на фоне средневековых декораций. Действие романа разворачивается в бенедиктинському монастыри в XIV столетии, где происходит ряд таинственных убийств, которые, как думают, являются дьявольскими происками. Но францисканец Вильгельм Баскервильський, наставник юного Адсона с Мелька, от лица которого ведется сказ, путем логических умозаключений приходил к выводу, который если дьявол и причастный к убийствам, то лишь косвенно. Несмотря на то, что, в конце концов, много логических загадок этим средневековым двойником Шерлока Холмса ( о чем свидетельствует не только его логический метод, но и самое имя) разгаданные, содержание ряды убийств он понял неверно, а потому й не смог предотвратить никакой с преступлений, которые осуществились во время его пребывания в монастыре. У любого текста множество прочтений, словно говорит романист. Впрочем, детективная составляющая - отнюдь не главная в этом квази-историческом романе, где среди других персонажей присутствующие и реальные лица. Для автора так же важное противопоставление двух типов культур, которые символизируют фигуры Вильгельма Баскервильського и слепого монаха Хорхе Бургоського. Хорхе, наделенный необыкновенной памятью, ориентированный на традицию и неистово отстаивает тезис, согласно которому традиция дана изначально, а потому к нее ничего добавить, ее следует лишь изучать, кстати, пряча много важных подробностей от профанов, потому что они, по его мнению, слабые и могут подвергнуться соблазну запрещенных знаний. Вильгельм же своим направлением мыслей и обращением отстаивает волю интеллектуального выбора. Борьба вокруг произведения Аристотеля, посвященного комедии, который полагал утерянным, второй части его "Поетики", что сохранились в монастырской библиотеке, на самом деле является борьбой разных моделей мира. Несмотря на трагическую развязку романа - пожар охватывает монастырь - борьба эта ничем не заканчивается, она и не может завершиться, пока существует этот мир. Ключевые символы романа - библиотека, рукопись, лабиринт - ссылаются на творчество аргентинского писателя X. Л. Борхеса, чья личность особенно держится с достоинством Еко. Роман насыщен разными сведениями из средневековой культуры, теологии. Книга была переведена многими иностранными языками, удостоилась многих литературных премий. Экранизация романа "Имя розы" (1986), осуществленная французским кинорежиссером Жаном-Жаком Анно, получила премию за "Лучший заграничный фильм" (1987), почему содействовало то, что роль Вильгельма Баскервильського сыграл знаменитый актер Шон Оъкрннери, а съемки проходили в монастыре Ебербах под Франкфуртом, где в полной мере сохранилась атмосфера средневековья. Позднее Еко выпустил книгу " Заметки на полях "Имени розы"" (1983), своеобразный интеллектуальный комментарий к роману. Писатель имеет талант глубокого осмысления мира, которое каждый раз воплощалось в него научных работах, художественных произведениях, формируя особый свитслова.
ОСНОВНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ:
"Запуганные и соединенные", "Поетика Джойса", "Знак", "Домашний быт", "Трактат из общей семиотики", "На периферии империи", "Интерпретация и гиперинтерпретация", "Поиски идеального языка в европейской культуре", "Отложенный Апокалипсис", "Пять эссе из этики", "Кант и качконис", " Между неправдой и иронией", " О литературе", "Имя розы", "Маятник Фуко", "Остров предыдущего дня", "Бавдолино".
Биография писателя: Умберто Еко
Комментариев нет:
Отправить комментарий