воскресенье, 15 февраля 2015 г.

Романтические герои Г. Горького

Максим Горького известный нам как классик пролетарской литературы. В него творчестве нашли отражение реальные события начала XX век, которые потрясли Россию и весь мир. Певец революции, Г. Горького вошел в историю литературы не только как реалист. На раннем этапе творчества писатель обратился к романтизму, благодаря которому создал ряд ярких литературных образов. Горького привлекало в романтизме «умение возбудить… мятеж против всякого гнета». Это литературное направление позволяло писателю не только создать идеальный образ мятежника, борца за волю людей, но и передать романтический дух времени изменений. Гордый Сокол, который гибнет в глубоком ущелье, смельчак Данко, который просветил миром своего сердца дорогу людям, Буревестник, который развевается « над седой равниной моря» - всех этих героев Горького объединяет стремление к воле, перед которой отступает даже страх смерти. Старый цыган Макар Чудра с одноименного рассказа Горького говорит, что человек, который обрек себя на рабскую судьбу, не видит главного: ей неизвестная воля, непонятная степная ширь. Только воля есть для человека настоящей ценностью, утверждает герой Горького. Для приклада он рассказывает легенду о любви двух молодых циганив, сильнее какой постоянная любовь к воле. Трагический финал легенды (Лойко убивает Радду на глазах всего лагеря и гибнет сам) вызванный не внешними обстоятельствами, а именно тем, что ни Лойко, ни Радда не хотели через свое сильное чувство терять волю. К воле хотят и герои легенд, рассказанные молдаванкой изергиль. Герои рассказа «Старая изергиль» - Ларра и Данко - противопоставляются друг другу. Но есть у них и общие черты. Сила характера, гордость и вольнолюбие подчеркиваются в Ларри его необыкновенным происхождением (Ларра - сын орла и девушки с могущественного племени). Но хорошие качества этого героя превращаются в свою противоположность, потому что он пренебрегает людей, жестоко ведет себя с ними. Он не останавливается даже перед убийством, за что люди наказывают его, обрекая на вечную одинокость. Ларра превращается в тень, он обречен на вечные страдания, потому что люди теперь отворачиваются от него. Ощущая свою безграничную одинокость, Ларра становится несчастным. Тем самым Горького говорит о том, что жизнь ради воли в одиночестве теряет смысл. Настоящий герой не должен жить только для себя, не принося добра людям. Это доказывает образ Данко. Данко тоже хочет к воле, но воли не для себя лично, а для людей своего племени, изгнанных врагами в глубь непроходимого леса. Данко берет на себя трудную миссию вывести людей к свету. Но путь этот трудный и далекий. «Утомленные и злые», люди начинают винить героя этой легенды в своих несчастьях, присуждая его к смерти. Но Данко не обижается на утомленных людей, он выше этого. Разорвав себе грудь, он вырывает свое сердце и освещает им дорогую к свету. Герой легенды, в отличие от Ларри, счастливый, что отдал свою жизнь людям: «Зиркнув вперед себя на ширь степи гордый смельчак Данко - бросил он радостный взгляд на свободную землю и засмеялся гордо».


и люди после его смерти нашли надежду. На примере Данко Горького показывает глубину моральных сил человека, ее способность пожертвовать собой для блага других. Но мы видим, что поступок Данко не был оценен людьми: «Люди не заметили смерти героя и не видели, что еще пылает рядом с трупом его смелое сердце. Только один осторожный человек заметил это и, боясь чего-то, наступила на гордое сердце ногой… и вот оно, рассыпавшись в искры, угасло». Время таких героев, как Данко, еще не настал, - говорит этими строками Горького. Но в «Песни о Соколе» мы видим, что свободолюбивые мысли романтического героя Горького уже находят отзыв в окружающих. Так, Сокол, который рвется к небу, заразит своей страстью «много смелых сердец», верит писатель. Даже Уж делает попытку взлететь вверх, но… « рожден ползать летать не может». Уже персонифицирует в «Песни о Соколе» серое, однообразное существование, целью которого есть лишь забота о собственном покое. А небо доступно только воистину храбрым и смелым, таким, кто, как Сокол, одержимый мечтой о воле и новой жизни. Храбрость Сокола, который гибнет в ущелье, Горького называет «безумством». «Капли крови его горячей, как искры, вспыхнут в мороке жизни», - утверждает Горький. «Сила гнева, пламя страсти и уверенность в победе» - всеми этими качествами владеет романтический герой Горького Буревестник. Предвестник буры, он алкает ее и не боится никаких потрясений. Наоборот, Буревестник взлетает вверх, чтобы «пронзить» мрак, увидеть за тучами солнце


Бурая у Горького - это признак нового, лучшего жизни, протест против жалкого, убогого существования. А Буревестник - герой, который не боится изменений и алкает воли. В «Песни о Буревестнике» Горького создает образ героя-бунтаря, такого, которым есть идеал романтического героя писателя - не только свободолюбивого, но и того, что владеет волей к победы. Созданные Максимом Горьким образа романтического героя отвечали духу в свое время, которое требовало социальных изменений. Но какими должны быть эти изменения?


По мнению Горького, изменения должны были быть революционными, что требовало именно таких героев. Может быть, их даже еще не было до момента создания писателем его романтических произведений. Ведь недаром идеал романтического героя Горького воплощен в Буревестнике - в птице, а не в человеке. В российской литературе XX столетие мы встречаем разное отношения к революции - от восхищенного приветствия к полному возражению. Но как бы то не было, у романтического героя Горького есть много общепризнанных положительных людских качеств. Это прежде всего свободолюбие, протест против рутинности жизни, умение служить людям



Романтические герои Г. Горького

Комментариев нет:

Отправить комментарий