среда, 18 февраля 2015 г.

Социальная и философская проблематика пьесы Г. Горького «На дне»

Во все времена людин стремился к познанию своего «Я», цели и смысла жизни. Вечные проблемы человеческого бытия старались позволить Пушкина и Гоголь, Толстой и Достоевский. Г. Горький не стал исключением, но у него сложилось свое понимание человека и его жизненного назначения, которое отличается от философских концепций его предшественников. Относительно этого показательная пьеса Горького «На дне».


Это произведение - обвинительный акт обществу, которое выбрасывает людей на «дно жизни», лишая их чести, достоинства, вытравляя высокие человеческие чувства. Но и здесь, «на дне», длится власть «хозяев жизни», представленных в пьесе зловещими фигурами владельцев ночлежки. Такой суровой, беспощадной правды о жизни социальных низов, об их беспросветной судьбе мировая драматургия еще не знало


Под пасмурными, темными зводами костилевской ночлежки оказываются люди с разными характерами, выходце из разных общественных пластов. В одном помещении существуют старые и молодые, одинокие и семейные, мужчины и женщины, здорови и больные, голодные и сытые


Скученность и страшная убогость порождают взаимное раздражение, ссоры, потасовки и даже убийство. Люди, отброшенные к пещерному существованию, звереют, теряют человеческий вид, стыд и совесть, пренебрегают моральные нормы


Ночлежка Костилевих напоминает тюрьму, недаром жители ее поют тюремную песню «Солнце сходит и заходит». Попали в их подвал принадлежат к разным общественным пластам, но судьба во всех одна - никому не удается выбраться из него. Слесарь Клещ считает ночлежку лишь временным пристанищем, надеясь, что завзятая честная работа спасет его. Сначала он даже презрительно относится к ночлежникам, противопоставляя им себя: «Я - рабочий человек... мне смотреть на них стыдно... я с малого лет работаю... ты думаешь, я не вырвусь отсюда? Вылезу... кожу сдеру, а вылезу». Но мечты Клеща не сбываются. В скором времени он вынужден стать обычным жителем трущобы


Для большинства ночлежников все лучше в прошлом: для Барона - это обеспеченная жизнь, для Актера - творческая робота. Однако, как говорит бывший телеграфист, а теперь шулер, Сатин, « в карете прошлого - никуда не выедешь».


Горького не знакомит читателей с историей жизни своих героев, о ней в пьесе говорится быстро. Настоящее у постояльцев ночлежки ужасно, а будущего у них и совсем нет. Прошлое наложило на их личность неизгладимое отражение


Но «На дне» не бытовая, а социально-философская пьеса, в основе которой лежит идеологический конфликт. В ней противопоставляются разные взгляды на человека, на правду и неправду жизни, на мнимый и истинный гуманизм. В обсуждении этих больших вопросов в той другой мэре принимают участие почти все ночлежники. Для горьковской драматургии характерные диалоги- споры, которые раскрывают социальные, философские и эстетические позиции персонажей. Словесные поединки характерные и для героев этой пьесы


Много общепринятых истин откидываются изгоями общества. Стоит, например, Клещу сказать, что ночлежники живут без чести и совести, как Бубнов ответит ему: «На что совесть? Я - не богатий», а Васька Пепел приведет слова Сатина: «Всякий человек хочет, чтобы сосед его совесть имел, так никому, видишь, не выгодно ма-то ее».


Споры о человеке ведутся между жителями ночлежки на протяжении всей пьесы, но обостряются они в связи с исчезновения путешественника Луки. Оценка личности Луки и его роли в жизни ночлежников неоднозначная. С одной стороны: « Хорош был старичок!» (Настя); «Он жалостливый был» (Клещ); «Старый хороший был... закон души имел!.. Не обижайте человека - вот закон» (Татарин); «Человек - вот правда... Он это понимал...» (Сатин). Из другой стороны: « Старый-Шарлатан» (Барон); « Правды он... не любил, тот- то-стар-то...» (Клещ) и т. д.


Обе эти точки зрения правильные. Сущность позиции Луки раскрывается в двух притчах. Первая - это рассказы путешественника о том, как он пожалел двух грабителей, которые замышляли убийство, накормил и обогрел их, то есть на зло ответил добром. В притче об «праведной земле» относится вопрос о том, что важнее для человека - правда или надежда. Лука считает, что, пусть и лживая, но надежда


«Врал из жалости к вам», - говорит о герое Сатин. Эта неправда давала людям силы жить, сопротивляться судьбы и надеяться к лучшему. Когда же обман раскрылся, реальная жизнь ужаснула Актера - и он повесился, Настя пришла в отчаяние, Васька Пепел попал в тюрьму при первой же попытке изменить свою судьбу


Таким образом, философия Луки содержит в себе и христианское долготерпение, и чуткость к чужому страданию, и трезвый реализм. Это одна из точек зрения в споре о человеке - «неправда в спасение». Ей верят слабые, уязвимые люди, как верят они в «золотые сны». Это Актер, Пепел, Настя. Тем же, кто находит опору в себе самому, не нужны ни жалость, ни успокоительная неправда


Другой взгляд на человека у Бубнова. Он исповедует правду факта: не следует стараться что-то изменить, нужно смириться со взлом и плыть по течению. Самый сокрушительный удар философии Луки и Бубнова наносит Сатин, который тоже, правда, не пойдет дальше своих слов о всесильном человеке, Человеке из прописной буквы, но именно он высказывает мысль о том, что спасение человека в нем саамом.


Каждый с последних трех актов пьесы заканчивается смертью: Анны, Костилева, Актера. Эти события свидетельствуют отнюдь не только о морально-бытовых основаниях «босячество». Здесь важный философский подтекст. В финале второго действия Сатин кричат: «Мертвецы - не слышат! Мертвецы не чувствуют... Кричи... реви...Мертвецы не слышат!». Прозябание в ночлежке имело чем отличается от смерти. Обитающие здесь «босяки» так же глухие, слепые, как порох, отданный земле. Движение драмы Горького соединено с пробуждением « живых трупов», их слуха, эмоций. В четвертом действии происходят сложные процессы в сонной душе, и люди начинают слышать, чувствовать, что-то понимать. «Кислотой» невеселых раздумий очищается, как «старая, грязная монета», закаляется мысль Сатина


Именно здесь таится главное содержание финала пьесы. По мысли автора, только вера человека в свои собственные силы и его мужество смогут изменить окружающий мир


Финал пьесы неоднозначный. Выдвинув в монологе Сатина идею сильной личности, автор помогает героям что-то ощутить, что-то понять, осознать. Но ответа на вопрос автора: «Что лучше: истина или жаль?» - в пьесе нет.



Социальная и философская проблематика пьесы Г. Горького «На дне»

Комментариев нет:

Отправить комментарий