среда, 18 февраля 2015 г.

Отображение стремления народа к национальной самостоятельности, к воле в поэме Ивана Франко "Моисей"

Когда уярмлений, обессиленный украинский народ стоял над пропастью своей духовной смерти, ему явился пророк Тарас и отвел от безодни, поставивши настороже круг "рабов нимих" свое бессмертное слово. Народа всегда нужный был поводырь, который указывал бы пути в светлое будущее. Вслед за Шевченко свелась с высоких Карпат могущественная фигура Ивана Франко, обозначенная печатью Высшего Духу. Большой Каменщик осознавал, что его назначение - в тяжелой работе проторять народа путь к прогрессу и свободы. Самозречено работая во всех областях духовного жизни Галиции, Франко "двигал на себе чуть ли не половину всего творческого труда порабощенной наций", чтобы вытянуть ее из топи провинциализма. Однако этот титанический труд не был надлежащих образом оцененный современниками. Наверное, такая горькая судьба всех пророков. Раздумьям о взаимоотношениях вождя и народа, об исторических путях наций Франко посвятил свою поэму "Моисей".


Поэта привлекала трагическая фигура библейского пророка, какой, спасая свой народ от рабства, повив его через пустыню к "земле обетованной". Сорок лет блужданий утомили людей. Настроения неудовольствия, раздражение, гнева все с большей силой охватывают их, и уныние вкрадывается в бессильные души. Та овеянная мечтой страна счастья кажется людям химерой, маревом, плодом больной воображения старика, немощного деда, который обрек их на голод и страдание в этой безлюдной пустыне. И народ начинает сетовать, опираться Божим намерениям, несмотря на мудрые предостережения пророка, и наконец прогоняет Моисея, не понявши его высоких стремлений. Люди готовы променять идеал свободы на сытую, спокойную, беззаботную жизнь. Напрасно пророк обращается к их совести, напоминая об особой миссии народа Израиля в Божому промысле:


Так и выбранный Богом народ


Между народами убогий,


Где великолепие и честь, там ему


Высоковатые пороги


Читатель не сомневается, что речь идет об украинском народе, которому тоже посланные большие испытания во имя большой цели. И или сознательный он своей исторической роли, или готовый к жизненному подвигу? Еще в прологе поэт высказывает горькое разочарование пассивной покорностью судьбы, позорным смирением, которое превратило народ в "паралитика", "тянуло", никчемного раба:


Неужели во веки веков уделом будет твоим


Укрытая злость, облудлива покорность


Всякому, кто изменой и разбоем


Тебя сковал и поклялся на верность?


Аллегорическое содержание библейского сюжета настолько прозрачный, что безошибочно улавливается в каждом образе. Когда же те перерождени, измельчавшие, выродившиеся потомки казацкого рода придут в ужас своего медленно го вичахання, вырвутся из рабства и помандрують пустыней страданий и духовного очищения к святой стране Свободы? Франко был определенный, что украинский народ, обозначенный могущественным духовным потенциалом и истинным Божим даром, заслуживает на лучшую судьбу, однако ему не хватает решительности, воле, человеческого достоинства, чтобы осознать себя большой нациями, способной создать собственное государство. Поэт умов свою миссию духовного проводника, потому что положил себе на плече все бремя видповидаль ности за судьбу народа и отдал ему весь жар пылкой любви:


Ты мой род, ты ребенок моя,


Ты вся честь моя и слава


В тебе дух мой, будуще мое


И красота, и государство


Но судьба пророка трагическая. Весьма много он видит, весьма далеко достигает его мысль, весьма высоко взлетает дух. Народа не дотащить к нему, не понять. Поэтому й обреченный он на осмеяние, непринятие, изгнание, на большую одинокость. Охваченный сомнениями в правильности избранного пути, в собственных возможностях, он ведет постоянный диалог с собственной совестью. Так, в поэме Франко "темный демон пустыни" Азазель выступает внутренним оппонентом пророка, старается затянуть его в сети соблазна и уныния. Лишь миг продолжительный это клятое уныние, а Божа наказание за нее беспощадная и суровая. Так и не ступил Моисей в святую землю, погибши на пути к нее. Это какой же смысл в него подвижничестве?


Эта мысль всегда была мучительной для Франко. Для кого он пишет, для чего работает? Почему то слово такое немощное, как подвигнуть его чудодейственной силой, чтобы оно повело народ к большой цели? И все же в глубине души поэта живое осознание высокого смысла своего действия. Ведь прозрел наконец народ Моисея и ступил на обетовану землю. Значит, не напрасной была жертва духовного поводыря. Так и Франко верит, что посеянное им слово прорастет в душе народа призывом к борьбе, пробуждению национального достоинства и послужит прогресса к овеянной мечтой независимости, к святой воле:


И придет время, и ты огнистым видом


Засияешь у народов вольних коле,


Тряхнешь Кавказ, впережишся Бескидом,


Покатишь Черным морем гул воли


И глянешь, как хозяин домовитый


По своему дому и по своймполи.



Отображение стремления народа к национальной самостоятельности, к воле в поэме Ивана Франко "Моисей"

Комментариев нет:

Отправить комментарий