понедельник, 2 февраля 2015 г.

Системный подход к изучению творчества Бунина в школе


Просмотр содержания программы по зарубежной литературе за ред. Д. В. Затонського, К. О. Шахматной и Є. В. Волощук для 11 класса, сопоставление его с содержанием публикаций в


Научно-методических изданиях за последнее десятилетие, анализ собственного опыта, как педагогического, так и, прежде всего, читательского привели к выводам, которые одной из недостаточно разработанных в методическом аспекте есть тема, которая, на первый взгляд, может сдаться многим моим коллегам нескладной, - «Реалистическая психологическая проза и. О. Бунина. «Легкое дыхание».


Авторами программ на изучение этой темы предусмотренный один час. Это времени вполне достаточно на анализ новеллы. Методические рекомендации Є. В. Волощук, одного из авторов программы, к проведению анализа произведения «Легкое дыхание» содействуют осуществлению его в соответствии современному развитию литературоведческой науки, позволяют развить и обогатить читательские способности школьников, приближают их к пониманию невмирущости вечных ценностей. Но на уроках зарубежной литературы в старших классах, в которых согласно структуре школьного курса изучается историко-литературный блок, осуществление анализа отдельного произведения, изъятое из контекста творчества писателя и историко-литературного времени, не полагает возможным


Одного урока за творчеством этого утонченного лирика в прозе недостаточно, чтобы достичь понимание школьниками особенностей индивидуального стиля и. О. Бунина, обогатить читательский опыт учеников умением воспринимать произведения сложной поэтики, произведения, преисполненные импрессионистической и символической образностью. Согласно требованиям программы учитель на этом уроке должен также сформировать у учеников общее представление об «художественных особенностях лирической прозы писателя, ее связи с него поэтическим творчеством, руководящие темы и настроения бунинських рассказов». Этот урок вместе с тем предназначен углубить представление учеников о развитии традиций реализма ХиХ ст. и их взаимодействие с новыми литературными течениями в начале ХХ ст., понимание ими особенностей лирической прозы художников реализма ХХ ст. и средств сближения лирики и прозы. Вместе с тем на этом же уроке ученики должны усвоить такие понятия из теории литературы, как: импрессионизм, фабула и сюжет. Все это в пределах одного урока осуществить невозможно. Любые попытки реализовать это угрожают, как удостоверяют имеющиеся методические рекомендации, свести деятельность учеников на таком уроке к поверхностному анализу отдельного художественного текста после ознакомления школьников с биографией писателя и записи необходимых теоретичнихпонять.


Изучение художественного произведения в школе предусматривает прохождение, как правило, таких этапов: 1) подготовка учеников к него восприятия; 2) ознакомление с текстом; 3) текстуальная работа над произведением; 4) итоговые занятия. В пределах статьи предусмотрено изложить методические рекомендации к проведению вступительного урока за творчеством и. О. Бунина. Методические рекомен-даций прошли апробацию в практике работы, одобренные коллегами - учителями зарубежной литературы Херсонской области, - что присутствовали на двух уроках, уделенных изучению этой темы


Недостаточный уровень развития ассоциативного мышления учеников, отсутствие в их читательском опыте привычек и умений восприятия произведений, написанных в импрессионистической манере, требуют от учителя применить системный подход к изучению творчества и. О. Бунина. Системный подход к раскрытию особенностей поэтики писателя предусматривает, прежде всего, раскрытие особенностей мировоззрения творческой индивидуальности (срок М. Б. Храпченко). По определению ученых, именно творческая индивидуальность, рядом с влиянием действительности, усвоением опыта предшественников есть найдиевишим фактором формирования творческой манеры художника, который формирует из отдельных единиц целостный организмтворчости.


Ученики должны на вступительном уроке не только представить, чем жил художник, но и «ощутить», как он воспринимал и оценивал жизненные явления. Этому содействует введение исторического, историко-литературного и биографического комментариев. Эти комментарии, не сведенные к сухому социологическому фактажу, должны обеспечить вместе с тем понимание учениками специфики художественного стиля и. О. Бунина (благосклонность к определенным темам, приемам построения сюжета, создание образов, отдельных тропов, использование одновременно всех красок стилистической палитры языки произведения).


Усвоение определенной суммы знаний из теории литературы и углубления уже имеющихся знаний историко-литературного и теоретического характера на вступительном уроке предусмотрено осуществить во время чтения и анализа поэтических произведений и. О. Бунина ( в частности, «Одинокость») и фрагментов из него рассказ «Антоновские яблоки», прозаического текста сложной поэтики


Такой ход работы на подготовительном этапе содействует пониманию характера, особенностей и образов освоения художником явлений действительности, его отношение к нее. Ученики усваивают под руководством учителя образа восприятия и анализа многомерного, сложного художественного произведения нетрадиционной поэтики, осознают особенности реализма ХХ ст. на конкретных примерах. Комментируемое чтение учителем (отводим на это 10 минут урока перед пови-домленням домашнего задачи) в классе фрагменту из текста новеллы «Легкое дыхание» в сочетании с элементами беседы эвристического характера обеспечивает «вхождение» (срок О. Никифоровой) учеников в художественный текст и его адекватное восприятие уже на этапе самостоятельного чтения дома соответственно с авторськимзадумом.


Все это позволяет на следующем уроке проанализировать текст новеллы, как явление искусства, избегая несовместимого с бунинським текстом морализаторства. А после завершения на второму уроке анализа текста остается время, необходимое для обобщения и систематизации усвоенного учебного материала, осознание специфики развития реализма ХХ ст. в контексте мирового литературного процесса в целом, в родной литературе отдельно.



Системный подход к изучению творчества Бунина в школе

Комментариев нет:

Отправить комментарий