АНТОНИЧ БОГДН-ИГОРЬ
(1909-1937)
Родился в с. Новици Горлицького уезда на Лемковщине (сейчас территория Польши) в семье священника. Учился в польской гимназии в Сяноци, которую закончил с блеском, на гуманитарном факультете Львовского университета. Захватывался музыкантом, рисованием. Рано начал сочинять стихи. При жизни получил славу одного из наилучших поэтов, после смерти был надолго забытый
Автор сборников поэзий "Приветствие жизни" (1931), "Три перстени" (1934), "Книга Льва" (1936), "Ротации", "Зеленая Евангелия" и "Большая гармония" (были благоустроенные, но не выданные чем жизни автора), работал над малой прозой, писал роман, либретто к оперы. Преждевременно умер от воспаления легких
Поэтическое осмысление гармонического единства человека и природы
в поэзии Богдана-Игоря Антонима
Во время высокого технического прогресса мы все чаще встречаемся с фактами жестокого и своевольного вмешательства человека в окружающую среду. Поэтому крайне важно каждому осознать, что отношение общества к природе определяет жизнь майбутнихпоколинь.
Написанные свыше полстолетий тома, поэзии Б.-и. Антонича и сегодня заставляют призадуматься над философскими проблемами сосуществования человека и природы. Поэт убежден, что человек - плоть от плоти природы, вечной, непостоянной, непревзойденной в своей мудрости и красоте. Так, в сборнике стихов "Зеленое Евангелие" многому строк, в которых поэт сравнивает себя с животными и растениями родного края. Б.-и. Антонич изображает природу и человека в единстве, взаимозависимости. В прошлом и в современном автор видит себя и весь род человеческий как маленький атом земли, природы:
Овес, метелики и присяги любовников
Весна закрутит хмельно веретена мая
Лисицы, куни и девушки утром
выходят мыть глаза в буйнолозихплавнях.
Еще в первом сборнике поэзий "Приветствие жизни" Б.-и. Антонич провозгласил суть своего миропонимания: "Я - влюбленный у жизнь поганин". И не предавал этому никогда. Поэт создает собственную философию. ее самые важные понятия - солнце, бушевание жизни. Б.-и. Антонич наблюдательным взглядом художника замечает найдрибниши детали, наименьшие штрихи в вечной побежалости природы, старается постичь их сущность. Так же волнует его вопрос о месте человека в неизменяемом колообигу всего земного, о ее пракорени:
Возвратился я, где ольхи и рыбы,
где мята, иви, где цветистые стены;
и снова целую черные ломти,
припав перед солнцем на колена
Творчество поэт ставит на второе место после матери-земли в стихе "К гордому растению, то_есть к себе самого", в котором объединяются раздумья о смысле человеческого существования и сущность искусства:
Будто медь живую, наснажуе растения
электрика зеленой земли,
но и ты - растение гордая, что
поешь это, не знавая пощо,
когда-то, будто пеней, преодоленная от тли,
покатишь земли на грудь сини
Образное восприятие мира как храма природы и понимание художественных традиций Б.-и. Антонич соединил в поэзии "Вишни":
Антонич был майский жуком и жил когда-то на вишнях,
на вишнях тех, что их Оспивувавшевченко.
Моя страна звездная, библейская и пышная,
цветистая родина вишни и соловушки!
Где вечера с Евангелии, где рассветы,
где небо солнцем привалило белые села,
цветут вдохновенные вишне кудряво и пъянко,
как за Шевченко, снова поят песню хмелем
Этот стих напоминает известную пейзажную миниатюру Т. Шевченко "Садик вишневый круг дома...". Но Кобзареви образа Б.-и. Антонич трактует своеобразно. Здесь и отождествление героя с майский жуком, итак, с природой, и упоминания о вишнях и соловушке как характерные признаки родной земли и источник вдохновения для художника. Поэт утверждает мысль об органичности литературной наследственности, эстафеты. Это явление естественное, как и цветение вишни, песни соловья, как рассветы...
Стихи Б.-и. Антонича обогащают духовный мир человека, отбивают богатую гамму тонов и красок окружающего мира, убеждают, что счастье человека - в ее гармоническом единстве с природой. Словацкий поэт Микулаш Неврлий, который упорядочивал сборник Б.-и. Антонича в Братиславе, так откликнулся о творчестве украинского поэта: " Его стихи читаются с открытыми глазами удивленного ребенка, с глубоким внутренним волнением".
Поэтическое осмысление гармонического единства человека и природы в поэзии Богдана-Игоря Антонича
Комментариев нет:
Отправить комментарий