понедельник, 16 февраля 2015 г.

Ирония и гротеск в изображении столкновения демонических сил с московской действительностью (за романом Г. Булгакова "Мастер и Маргарита")

Ирония и гротеск в изображении столкновения демонических сил с московской действительностью (за романом Г. Булгакова "Мастер и Маргарита")


и. Попытка определения жанра. ( Как правило, жанр произведения диктует использование определенных художественных средств. Но в данном случае тяжело определить разновидность романа, в котором есть миф и реальность, комическое и трагическое вместе с тем. Именно поэтому Булгаков использует в разных ситуациях то юмор, то иронию, то гротеск и сатиру. Причем все эти средства связанные.)


ии. Ирония и парадокс в романе. (Один из известных исследователей литературы В. Лакшин считает, что в самой природе романа Булгакова есть что-то парадоксальное. В нем присутствующая ирония - не как черта стиля или прием, но как часть общего понимания мира автором. Парадокс разрушает обычное представление о миру. Так вот и в романе "Мастер и Маргарита" в необыкновенном приоткрывается общечеловеческое и понятное, тогда как в обычном, житейскому иронический взгляд автора находит немало загадочного и странного. Об этом свидетельствует сцена в варьете, когда спивбесидники Воланда предпочитают видеть в нем не более чем мастера гипноза. Затем Жорж Бенгальский с "мудрой улыбкой", как иронизирует автор, спешит успокоить всех, что маестро хорошо владеет техникой фокусу. Поэтому й Варенуха видкарачкуеться от вопросов житейской фразой: "Этого не может быть!")


иии. Чего требует авторская ирония. (Хоть Булгакова и предъявили обвинение в мистицизме, однако он совсем не призвал никого ни к какой новой вере и т.п. Он предложил лишь предположить: а что если бы... Автор иронизирует прежде всего над вялостью мысли, которая приводит к стандарту мышления и действия.)


иV. Гротеск как средство изобличения негативу


1. Гротеск и ирония во взаимодействии. (Булгаков иронизирует по поводу того, что чудо могут создавать и всякого рода мошенники. Похоже, что бюрократы, лжецы, взяточники могут посоревноваться с нечистой силой в деле создания "чудес". Так рождается идея гротеска.)


2. Фантастика и гротеск. (Автор употребляет фантастику как средство подчеркнуть слабость реальности. Так Коровъев осуществляет фантастическое: оставляет за столом "управляющий костюм". Гротеск? Так, но не удивительно, что, вернувшись, руководитель одобрил все подписанное костюмом. Огромный кот Бегемот не только лезет к трамваю, но еще и собирается заплатить, и это не удивляет кондуктора, а раздражает. И так гротеск помогает увидеть, что именно отравляет жизнь людей - злость, трусливость, подозрительность, вранье.)


3. Когда реальность гротескная. ( В романе многому черт современной Булгакову действительности с ее преувеличенным страхом перед государством. Так пойманный на взятке Никанор Босой сознается, что деньги брал, но советские, а не валюту. Таким образом он старается отмежевать общественную мораль от личной: он мошенник, но он свой, советский. Так же гротескно выглядит реальность в магазине торгсину. Гротескность изображенного лишь подчеркивает его негативность, является образом выявления негативу.) V. Значение иронии и гротеска. (Оба средства применяются и относительно изображения демонических сил, и относительно жителей современной Булгакову Москвы. Автор подчеркнул с помощью гротеска и иронии то ненормальное, которое заслуживает быть осмеянным.)



Ирония и гротеск в изображении столкновения демонических сил с московской действительностью (за романом Г. Булгакова "Мастер и Маргарита")

Комментариев нет:

Отправить комментарий