пятница, 6 февраля 2015 г.

Как я понимаю философское содержание произведения Е. Т. Гофман "Малыш Цахес на прозвище Циннобер"

Как сделать человека лучшей, чем она есть? Как помочь слабому, неуклюжему, которого действительно никто не любит, подняться на высоту, заслужить уважение? Где начинается и где заканчивается добрая помощь, вмешательство "сверху" в чужую судьбу? На эти важные вопросы я стараюсь ответить для себя, читая "Малыша Цахеса" Гофмана.


Встретив в лесу бедную женщину с ребенком, фея Розабельверде пожалела малыша. Еще бы! Ребенок был не просто неуклюжий — она напоминала урода за лицом, зверя — за злостью, была умственно неразвитой, как дикарь. К тому же родная мать таскала ребенка за собой не поэтому, что так сильно проявляла заботу о ней, а чтобы заработать деньги, показывая ее, как у цирка


Фея не могла изменить внешность и характер мальчика сразу, но она решила сделать это постепенно, изменивши его судьбу. Желая возместить то, что мальчику не дали природа и родной иметь, фея наделила Цахеса замечательным даром. Благодаря нему, все лучше всего, что будет происходить в присутствии Цахеса, люди будут приписывать малышу. Тогда в обществе людей просвещенных, умных, талантливых его тоже назовут просвещенным, умным и талантливым и вообще совершенным в любой области


Фея, наверное, считала, что это станет толчком для самосовершенствования Цахеса, что, получив победу извне, он будет стараться на самом деле стать наилучшим


Но ошибаются и волшебники. Малыш Цахес, ставши министром Циннобером, приближенным к княжескому двору, нареченным Кандиди, кавалером ордена Зеленокрапчатого тигра с двадцатью пуговицами, желал только одного: захватить к своим рукам все. Такой же безобразный и необразованный, прожорливый к признанию и наградам, он бессовестно присваивает чужие заслуги, а соперников готов стереть из земли. Это ради него отобрана должность, отказано в награде, висмияно много достойных людей, а Балтазара просто выброшено с общины. Циннобер даже радуется, когда у кого-то отбирают заслуги, а вместо них дают его, Цахеса, гадкие свойства: поведение, голостощо.


Волшебство феи будто затмило людям ум, и только помощь доброго, могущественного мага Проспера Альпануса может спасти мир от уже не только внешней, но и духовной уродливости


Фея, увидев, что ее добро не дало нужных ростков в душе Цахеса, после борьбы с Альпанусом и собственным сердцем соглашается на наказание Циннобера, потому что видит, что иначе погибнут по-настоящему умные, добрые люди, например Балтазар. К Циннобера приходит позорная смерть. Но теперь, когда он уже не может никому совершить бедствия, чародее снова берут его под своя защита. От толпы, от бесславия, от родной матери, которая пришла не к сыну, а к него денег и даже после смерти хочет им воспользоваться — сделать чучело и показывать людям


Теперь фея хорошо знает, что нельзя делать за человека ее судьбу, надо дать ей возможность быть хозяином собственного жизни и кузнецом своего счастья


Тому, помогая убогой матери Цахеса, волшебники делают ее зажиточной — ей дают возможность зарабатывать себе на жизнь, выращивая добрый лук, то есть жить плодами своей работы


и даже своему любимому Балтазарови и его нареченной Кандиди чародеи не дарят беззаботную жизнь. На свадьбу они дадут им то, что сохранит спокойствие в мелочах, а большое зависит от нихсамих.


Но не надо относиться к необыкновенному, к замечательному звисока, не надо жить только реальностью и смеяться из волшебной сказки, потому что с тобой произойдет то, что с Фабианом, которого хоть ради шутки, временно, но наказано за безверие и насмешку. Надеясь, прежде всего, на собственные силы и ум, в сказку надо верить, потому что эта вера окрыляет, делает жизнь солнечным и замечательным



Как я понимаю философское содержание произведения Е. Т. Гофман "Малыш Цахес на прозвище Циннобер"

Комментариев нет:

Отправить комментарий