Рациональный взгляд на мир — вот от чего в своем творчестве принципиально отказались поэты-символисты, среди которых французские мастера слова конца XIX столетие Поль Верлен, Артюр Рембо и Стефан Малларме. Окружающий мир, по их мнению, не постигнешь умом, не увидишь глазами, познать сущность бытия можно только с помощью ощущений, непостоянных эмоций, ассоциативного мышления. И здесь на первый план выходит символ, образ, с помощью которого можно объяснить все сущее, который точно отображает то явление или понятие, которое избрано объектом описания в художественном произведении
Ассоциативное мышление, которое у символистов на первом плане, нашло свое выражение в их поэтической деятельности. Стихи приверженцев такого мышления часто есть "размытыми", частично непонятными читателю ( каждый- потому что мыслит по-своему!), однако от того не теряют художественной стоимости. Они заставляют нас заглянуть в глубь собственной души, вызывают бурю эмоций и воспоминаний
Такое впечатление на меня оказала поэзия Артюра Рембо "Предчувствие", где лирический герой во время предвечерних сумрак находится в сладком залоге блаженства:
Один из мягких, голубых вечеров...
Колющие стебли и нежный шелк тропки,
и ранняя свежесть в бархате ковров...
Нет тревог, переживаний, неспокойных мыслей. Героя охватывает ощущение невесомости, душевной наполненности. Ему сладко гулять в голубых сумерках, а сердце "любит всех в мире".
Изображаемая пора является символом душевного умиротворения, в это время человеку следует приостановить стремительный бег и подумать над сенсомжиття.
Естественными ассоциациями послуговуеться и Поль Верлен, которого подвигнул стих Рембо о дожде. Верлен предлагает собственные ассоциации, например потоки воды — воплощение депрессии и сумму:
и в сердце уже грусть,
и утром дождет
Так откуда же взялась
Хандры этот миг?
Поэт называет дождь поводом для бесталанной души тихо заплакать, потому что сумм без причины и нет от чего — следствие душевной пустоты, "когда не от горя и не от добрая".
Однако названные ассоциации являются понятными, они не вызывают сомнений, между тем много из символов, введенных в поэтические произведения символистов, оставляют пространство для фантазий. Чего стоит "Песня наивысшей башни" Артюра Рембо! Что означает башня? Разочарование? Изуродованную молодость? Отказ от повседневного? Каждый читатель задумывается над этому вопросом, и каждый сам избирает ближайший для себя ответ. А С. Малларме?
Образ солнца — что это? Возможно, начало нового жизни, а возможно, радостное предчувствие счастья. Символисты не дают читателю единого ответа, а всегда вызывают в нем раздумья о значении того или другого символа
" О неясном говорили неясно", — можно сказать о творчестве Артюра Рембо, Поля Верлена, Стефана Малларме. Эти поэты — вершина символизма, признанные таланты в области ассоциативного мышления. Ценность их произведений в том, что читатель не может быть уверен, что он правильно понял тот или другой символ, и потому он включен в творческий процесс, ведь сам для себя может додумать те или другие сопоставления, ассоциации, сравнения
" О неясном говорили неясно" (за творчеством П. Верлена, А. Рембо и С. Малларме) (1 вариант)
Комментариев нет:
Отправить комментарий