Владимир Винниченко наиболее известный в Украине как писатель и политический деятель. Свыше пятидесяти лет его жизни посвященные украинской литературе и борьбе за украинскую государственность. Немало испытаний выпало на него судьбу. Неоднократное заключение в Лукьяновской тюрьме за политические убеждения, пребывание в дисциплинарном батальоне, на нелегальном или полулегальном положении, вынужденные эмиграции. И вопреки всему — богатое и напряженное литературное творчество. Итак не удивительно, что эти две самых больших страсти — политика и литература — очень часто взаимно влияли друг на друга. Это давало основания многим современникам называть публицистическим, пропагандистским его художественный талант. Темами произведений этого писателя очень часто бывали социальные контрасты и конфликты, революционное и пореволюционное события. С другой стороны, литературный дар каждый раз становился в приключении Винниченкови-Политику. Правда, кое-кто считал и считает, что корень его политических неудач — в самый раз в него художественной сущности. Дескать, пустили к политике лирика и мечтателя. Винниченко в самом деле был очень эмоциональный, уязвимый, искренний — а такой человек беспомощный в политических ухищрениях. Непродолжительное пребывание в составе молодое украинского правительства, дипломатические игры с российской большевистской властью убедили его в том, что напрасно ждать «коммунизма с украинским лицом». Империя хочет слабых и послушных «окраин». Винниченко вынужденный был эмигрировать, потому что нетрудно догадаться, какая судьба ждала бы его, бывшего Главу Украинской Центральной Рады, в разжигание сталинского произвола. Разлука с родным краем была его самой большой болью. Советская Украина стала ужасной пародией на то государство, о котором Винниченко мечтал вся своя жизнь. Его, оторванного от Родины, утомленного годами работы ради украинской нации, официальные источники называли там теперь не иначе как «старым волком контрреволюции», что со своей «буржуазно-националистической» колокольни не видит счастливого будущего украинского советского народа. А тем временем к эмигрантам-изгнанников доходили ужасные слухи о красном диктате, голодоморах, репрессии. И Винниченко, лишенный не только Родины и доброго имени, но и элементарных условий для жизни, забытый соотечественниками в своему далекому Мужени, пишет последний роман — «Слово за тобой, Сталине!» Произведение написано за сто дней до смерти. Вскоре после этого умер и сам кровавый диктатор. А еще за некоторое время началось повсеместное развенчивание сталинского режима. Почему-то хочется видеть в этом некоторая мистическая связь, а может, жизненную закономерность, согласно которой гибель таких, как Винниченко, неотвратимо приносит за собой карую на главу того, кто сеял смерть. Винниченко и в этом романе остался верным себе и отданным сыном своего народа. Произведение задумано и выполненный как «политическая концепция в образах». Так вот, писатель к последним своим дням болезненно искал рецепту согласования национальных украинских интересов с принципами социального равенства и справедливости. Даже больше- не только в пределах Украины, Советского Союза, а в планетарном масштабе он стремился той справедливости, здорового общественного порядка, благородных отношений между государствами и постепенного стирания конфликта между социалистической и капиталистической формами устройства. Это была стоимостная, хотя и невыполнимая — по крайней мере к тому времени — мечта. И сам автор умов это, считая роман утопией. Устами «литературного» члена политбюро излагать Сталину критику им же выпестованной сумасшедшей империи, а после этого предлагать план спасения ситуации — это была, конечно, большая наивность. Теперь, пятьдесят лет спустя, такой же наивностью выдается и самая идея «колектократий» — коллективной собственности на землю, фабрики или другие объекты и места работы — без уничтожения права собственности как такого. Однако есть в романе особенность, которая и составляет его самую большую ценность для нас. Винниченко с удивительным мастерством «снимает лак» из «счастливой Советской Украины». И выбирает для этого наилучший образ. Его главный герой с довольно выразительной фамилией Иваненко делает в Москве довольно стремительную карьеру. Но однажды все начинает разрушаться. Его брат — «враг народа» — перед смертью в лагере для политзаключенных зовет его к себе и передает письма, в котором расска
зывает о подпольной организации «термитов», к которой принадлежал и сам. Эти «термиты» будто бы незаметно и беспощадно «вигризають» изнутри протрухлявилу здание советской империи, то есть шкодят ей, приближая неминуемый конец. Действие происходит в тот страшный период репрессий, взаимных подозрений и обвинений, когда каждый донос мог бесповоротно определить судьбу человека. Итак Иваненко ради искупления грехов перед партией командируют на Украину, чтобы оказать ту подпольную организацию «термитов». Тщательный службист, он проникается этой миссией и хочет очистить от подозрений в причастности себя и свою семью. Но судьба сыграла с товарищем Иваненко печальная шутка. После приезда на Украину в нем проснулась генетическая память его народа. Он заложил истинную руину на родной земле. Только и того, что по-прежнему пахла чабрецем, заплесневелая вишнями (подлинно, печальная ирония на шевченковский мотив). И на этом не закончилось. Роль провокатора так хорошо прибегла старательному чиновнику, который очень быстро он познакомился со всем, что принадлежало попробовать «термиту». Пришло страшное прозрение. Вспомнился заистязаемый брат, исполнилось проклятье опороченного, презренного рода. Нет, это не было сентиментальное перерождение. Это была наука, вдолбленная в «енка» дубинками и кастетами. На Украину ехал оборотень-функционер — к Москве, пройдя все испытания, поворачивался украинец. Он поворачивался, чтобы заслужить прощение грехи перед своей Родиной. Чтобы просветить правдой Сталина (такое уже было в истории: «царь добрый и справедливый, он просто ничего не знает об этом...»). Наивно? Очень. Реальность была далека от идиллии, и понятно, что Сталину было известно все — и больше, чем все. Геноцид и репрессии входили в программы. Но писателю хорошо прибегло что-то важнее. Эта притча о блудного сына нужна была читателю, потому что она с большой художественной силой демонстрировала, какое жалкое существование ждет нации, лишенную самоуважения и несостоятельную на протест против чужих идолов.
Последний роман В. Винниченко «Слово за тобой, Сталине!»
Комментариев нет:
Отправить комментарий