пятница, 17 апреля 2015 г.

Сатирическое змалювання государственного устройства, законов и обычаев Лилипутий (за произведением Дж. Свифта "Странствования... Гулливера") (2)

Известный английский писатель-сатирик XVIII век, который прославил свое имя замечательным романом "Странствования... Гулливера", Джонатан Свифт, получил богословское образование, несколько лет работал священником, активно занимался политической деятельностью. После окончания университета стал секретарем влиятельного дипломата и царедворца Вильяма Темпля, в доме которого имел возможность наблюдать жизнь королевских вельмож, которое позднее он так мастерски воссоздал в своем произведении "Странствования... Гулливера". После смерти Темпля Свифт снова становится священником в маленьком городке в Ирландии, стране, которая принадлежала Англии. Положение народа здесь было особенно тяжелым. Джонатан Свифт становится вождем и защитником обездоленных бедняков, которые были доказаны к крайнему разорению, — крестьян и ремесленников. В своих произведениях он смело высмеивает придворных царедворцев-вельмож — герцогов, графов, а то и самого короля. Именно таким есть и его роман "Странствования... Гулливера", который вышел из печати в 1726 году. Создавался он на протяжении десяти лет


Это удивительное произведение, которое стал любимым не только взрослых, но и детей, олицетворяет сатирический, философсько-политический роман-памфлет. Писатель удачно использует сказочные формы и фантастические ситуации, удачно перемежовывает их с реальными деталями и замечательным способом создает впечатление достоверности


В своем романе писатель прибегает к аллегорическому изображению современной ему страны — Англии. Свифта как писателя более всего интересовали политические проблемы, и потому произведение его является громкой сатирой на современную ему Англию


Главный герой произведения, Гулливер, попадается в страну Лилипутию, где живут очень маленькие люди. Сначала эти необыкновенные люди встречают его довольно-таки дружески, искренне: предоставляют жилье, принимают специальные законы, которые налаживают его общение с местными жителями так, чтобы оно было гармоническим и безопасным с обеих сторон, обеспечивают его харчами. С ним ведет беседу сам император Лилипутий, а после того, как Гулливер предоставляет ему и всему государству незаурядную услугу (притягивает на веревке весь блефускуанський флот — соседнего враждующего государства), ему предоставляют титул нардака — наивысший титул в государстве. Дальше Гулливера знакомят с обычаями страны, довольно-таки странными. Например, чтобы получить министерскую должность, надо было принять участие в соревнованиях танцоров на канати. Кто найвище подпрыгнет, тот получает наивысшую должность государственного служащего. И никаких там специальных знаний, ума, умение ориентироваться в политике и экономике совсем не нужно! Это уже намек на английских министров и придворных царедворцев, которые обнимают эти высокие должности, совсем не отвечая им


А чего стоит первое лицо государства, которая именует себя не королем, а именно императором, который называет себя "отрадой и ужасом вселенной", наймудришим и сильнейшим в мире (рост которого равняется трем пальцам). А сколько титулов он имеет! Понятно, что Свифт имел в виду английского короля Георга и, который находился на английском престоле в 1714-1726 годах


Потом Гулливера знакомят с политической системой страны: оказывается, что в Лилипутий есть две враждующих партии, известных под названиями Тремексенив и Слемексенив, которые отличаются одна от одной тем, что сторонники одной из них "очень жалуют низкие подборы, а другой — высокие. Причем последние утверждают, что именно высокие подборы больше за все отвечают давнему государственному устройству Лилипутий. И на этом грунту между ними происходят "жесточайшие ссоры". Однако император приказал, что в государственных учреждениях нужно носить лишь низкие подборы


Еще более "важные" обстоятельства вызвали жестокую войну, которые ведут между собой две больших империи — Лилипутия и Блефуску: из которого же таки бока надо разбивать яйца — из тупого конца или, наоборот, из острого? Целиком понятно, что здесь речь идет о современной писателю Англию, разделенную на сторонников партии торе и вигов, причем сам Свифт уже не верил ни одной из них. Между Лилипутиею и Блефуску ведется столетняя война. Что же имел в виду автор произведения? Конечно ж, Столетнюю войну между Англией и Францией


Непревзойденные аллегории Свифта, безусловно, затрагивали время, в котором жил сам писатель, и той страны, политическое устройство которой имел возможность познать на собственном опыте


Во времена, когда жил Свифт, много могущественных стран старались подчинить маленькое и слабое государства, чтобы захватить их земли и богатства, а жителей превратить в рабов. Поэтому за Лилипутиею и Блефуску, которую император Лилипутий после того, как Гулливер перетянул весь флот блефускуанцив, задумал превратить в собственную провинцию и руководить ею через своего наместника, можно увидеть отношения Англии и Ирландии, которые еще и на сегодня остаются непростыми и мучительными


Итак, в своем романе "Странствования... Гулливера" Джонатан Свифт остро высмеял ницисть, бестолковость государственных учреждений Англии, ее законов и обычаев, ее претензий на мировое господство



Сатирическое змалювання государственного устройства, законов и обычаев Лилипутий (за произведением Дж. Свифта "Странствования... Гулливера") (2)

Комментариев нет:

Отправить комментарий