Или знаете вы, «что на миру властвует нечистая сила, что аридник правит всем, что в лесах полно лисовикив, которые пасут там свою маржинку: оленей, зайцев и серн; что там блуждает веселый чугайстр, который сейчас просит встречного в танец и раздирает нявки; что живет в лесу голос топоры»? Не знаете? Да и не можете этого знать, потому что вы не живете на Гуцульщини, не видите ежедневно странной сказки. А Иван Палийчук, когда ему прошло семь лет, уже знал об этом. Конечно, когда вам было семь лет, вы тоже знали и о домовых, и о лисовикив, и о разные черные руки, которые неожиданно душат ночью, и о черных котов, и вообще о всем черном, потому что оно, действительно, ужасное. Но со временем у вас это прошло, вы поняли, что это - детские россказни и фантазии. А у Ивана Палийчука, у Марички Гутенюк это осталось, как осталось во многих, когда не во всех, гуцул из повести Г. Коцюбинского «Тени забытых предков». Просто это народные верования, которые их родители унаследовали от своих, а те - от давниших предков. Это - их жизнь, в котором фантастическое невидъемно от реального. Уже из первых слов сказа в повести появляется фантастический элемент. Неспокоен был новорожденный иванко, и суеверна иметь, не знавая, чем это объяснить, считает, что ребенка ей подменили. Наверное, баба при родах «не обкурила где-то дома», «не засветила свечки», и ей подложили бесенка
Иван вырос нормальным человеком. Природа кажется уже взрослому иванови, будто давнему язычнику, преисполненной живой и таинственной силы. Все это походит из народных источников, из фольклора. Природа - вместилище не только живой, а и божье-ственой силы. Под волшебные звуки иванковой свирели Маричка думает о боге-солнце и о солнце как правое божье лицо. И в этом обоготворении небесного светила слитые воедино и языческие представления о сверхъестественном и отождествлении естественного тела с христианским богом. Например, Коцюбинский видит источника мифологических представлений гуцул не только в давней традиции, которая идет от прапредкив, айв особенностях самой горной природы и образа жизни среди нее. Естественные явления становятся источником рождения фантастических образов. Когда иванкови, который пас коров в горах, привидився щезник в окружении козлов, автор делает замечание, которые, как только ужас прошел, «щезник звинувся и пропал вдруг в скале, а козлы обернулись у корней деревьев, поваленных ветром». Итак, в детстве для иванка, как и Марички, « весь мир был как сказка, полная чудес, таинственная, интересная и страшная».
Во взрослом возрасте фантастические представления не исчезают, а лишь набирают других форм. Вспомним, например, огонь-костер. Вера в таинственную, живую силу огня - одна из древнейших в мире. Огонь помог человеку приспособиться к неблагоприятным погожим условиям, он сделал пищу более съедобной, защитил от врагов, помог вытворить орудие работы. И язич-никнул-гуцул верит в сверхъестественность огни-костры. Писатель показывает и языческий обряд, и характер гуцула. Овцеводы не отвечают гуцулу даже на него приветствие «Слава Исусу!», потому что занятые священным делом. И когда наконец маленький огонек выскочил из занозы и «ватаг набожно поднял огонь и вонзил в костер», он обернулся к Ивану и ответил: «Навеки слава!» Не ватаг, а истинный шаман. И это не прихоть, не его чудачество, а сознательное обоготворение огня. Разжигание огня, поддерживание на протяжении лита - это целый ритуал, который гуцул выполняет, « как давний жрец». Потому что именно огонь имеет на протяжении всего сезона выпаса овец «оборонять от всего лихого» маржинку, и когда уже Иван поворачивается с горные долины на село, то там еще остаются ватаг и спузар, потому что «они должны ждать, аж угаснет огонь, тот огонь полонинський, что сам родился, будто бог, сам имеет и заснуть».
Не забудьте, что каждая важное дело на горной долине супрводжуеться ворожением, ритуальными действиями, которые предоставляют ей таинственности. Даже «рождение» сыра или рождения песни. Малому иванкови долго не давалась истинная музыка. Не и, которой учился он от старших, а волшебная - и, которая бы передавала его чувство увлечения сказочной горной природой. И вот однажды он услышал, как играет щезник. Эта песня и поразила иванка, и перепугала. Но когда ужас прошел, мелодия, которую он долго искал, пришла к нему. В такой фантастический образ, который отвечает представлениям молодого гуцула, автор показывает рождение волшебных жемчужин народного творчества
Гуцул - дитя природы и живет с ней в большем согласии, чем кто-нибудь. Природа входит в него душа волшебными звуками, сказочными образами, которыми он наделяет ее явления, ее растительный и животный мир. И, наоборот, душа людская рождает красоту и возвращает ее природе в своих песнях: «На что бы глаз не упал, чтобы не произошло на миру: пропавшая ли овечка, полюбился парень (это означает «парень», а не «легкие»), предала девка, занемогшая корова, зашумела пихта - все выливалось в песню, легкую и простую, как те горы у них давней, первоначальной жизни!» Своеобразный дуализм - визнанння двух творческих начал - доброго и злого - наложил отпечаток на все представления о миру у героев повести. Так, из рассказа спузара Николая Иван узнает, что мир создали бог и черт. Удивительно то, что именно черт - в произведении - является началом всякой культуры: «Что есть на миру - мудрощи, штудерация всякая, - то все от него, от сато-ни». За богом признается лишь право передать все эти «изобретения» людям («А бог лишь воровал и давал людям»). Черт возникает многоликим - это и аридник, и щезник, и многое другое. И всех их надо задобрить на святой вечер, чтобы сохранить маржинку, чтобы не испытать горя в жизни. Поэтому Иван «звал на тайный ужин к себе всех чернокнижников, мольфарив, планетникив всяких, волков лесных и ведмедив».
А вспомните смерть Палийчука! Иван хочет договориться с нявкою - Маричкою и встречается с чугайст-ром, который идет с ним в танец. Со временем нявка таки заводит его в чаще. Иван находит свою смерть среди царства природы, мифологического царства. Что вам надо написать во вступлении? Лучше всего, я думаю, - это рассказать о своих впечатлениях от удивительного мира природы. Продолжить «удивляться» вы можете и в последней части. Не забудьте указать, что основой «сказочных» представлений гуцул есть фольклорные источники, мифологические верования. В основной части именно на них и надо остановиться. Вспомните в произведении и о чугайстра, и о голосе топоры, и о нявок, и об аридника, щезника - вообще, тех мифологических существ, которые «жили» рядом с человеком. Напишите, что из самого детства гуцулы ощущают дыхание таинственного мира природы. И на примере жизни Ивана Палийчука и Марички Гуте-Нюк раскройте это. Пусть ваше произведение читается как сказка, в которой всегда есть место для дива
Надо вспомнить, что мифологические, фольклорные представления идут от природы, однако не только от нее, а еще и в мире гуцульщини от поверий. Все это создает особый фон, который влияет на сознание гуцул
Произведение за повестью Г. Коцюбинского «Тени забытых предков»
Комментариев нет:
Отправить комментарий