И не в чудачестве суть — а в удивлении,
В умении всюду чудо мира светом
Осиять: мощным светлом серца.
И. Драч
"Люблю возвращать человека глазами к солнцу. Сначала побаливают глаза, зато как улучшается зрение! Мир становится более дорогим, риднишим, видчутнишим. Люблю возвращать глазами к солнцу искусства. На небе жизни увидел его сразу, начал понимать только недавно", — пишет Иван Драч
Иван Драч был самым большим революционерам слова среди шистдесятникив, как его называли, "вечный еретик", поэт, который искал новых масштабов художественного мышления. Будучи сыном двадцатого столетия, в котором человек преодолел космическое пространство, но, возможно, потеряла ощущение органичности своего бытия, своего единения с природой, потеряла наслаждение от свежеиспеченного хлеба, от сделанной работы, от любви до людей, Драч возвращает своему читателю красоту жизни в усий его многокрасочности
Поэт естетизуе слово, наслаждаясь его звучанием, красотой его внутренней структуры. В украинской поэзии он является продолжателем традиций Михаила Коцюбинского, Павла Тычины. Творчество его озаренная энергетической активностью "повстанцев солнца" — протуберанцев сердца. Солнце становится его символом, солнце и сердце стоят возле, Выступают контекстуальными синонимами в поэтике и. Драча:
И не в чудачестве суть — а в удивлении,
В умении всюду чудо мира светом
Осиять: мощным свитломсерця.
Поэзия Драча — это прежде всего поэзия вопросов, а не ответов, поэзия поставленных проблем, попытка докричаться к звездам, достучаться к люди и ш. Пен ищет выхода, кажется, находит, сомневается и снова ищет. Он фиксирует живая жизнь в каждом своем слове
Таким слоном любви к жизни есть "Баллада о подсолнечнике" Ивана Драча. Читатель удивится: баллада и вдруг о подсолнечнике! Но для поста важный и солнечный цветок, который излучает свет солнца, символизирует. его. Важность коленого явления жизни подчеркивает то, что поэзия названа балладой. Народнопоетична баллада — вид лиро-эпической поэзии фантастического, историко-героического або социально-бытового содержания с драматическим сюжетом. Многочисленные баллады Ивана Драча, в том числе и " Баллада о подсолнечнике ", не всегда вкладываются в рамки этого жанра, а больше похожие на притчи, медитации или маленькие поэмы
Подсолнечник в поэзии живой:
У подсолнечника были руки и ноги,
Было тело шершавое и зеленое
Он бегал взапуски с ветром,
Он вылазил на грушу и рвал в пазуху гнилици.
и купался круг мельницы. И лежал в песке,
и стрелял воробьев з рогатки
Истинное удивление переживает подсолнечник, какой "вдруг увидел солнце", которое тоже живое, очеловеченное, прекрасное:
Красивое загорелое солнце,
В золотых переливах кудрей,
В красной рубашке навипуск.
Что ехало на велосипеде,
Обминая тучи в небе...
"Баллада о подсолнечнике" — в самом деле необыкновенное произведение, которому присущие элементы балладной фантастики, в частности очеловечение солнца и подсолнечника, приземление их, особый лирический драматизм, когда подсолнечник переживает истинное потрясение. И основное содержание произведения, истинная его художественная сила сформулирована в последних строках, предоставляя произведения характера притчевости. Это в самом деле притча о красоте и силе поэзии:
Поэзия, солнце мое оранжевое!
Ежесекундно какой-либо мальчишка
Открывает тебя для себя,
Чтобы стать навеки подсолнечником
Итак, солнце и подсолнечник нераздельные, потому что человек, который открыл для себя поэзию, уже никогда не потеряет ощущения зачудованости ею, красотой поэтического выражения, поэтической метафоры, как не потеряет она и умение "солнечно" ощущать красоту жизни
Павел Тычина дал такую оценку произведения: "Это произведение интересное... Поперше, тема одаренности и таланта представлена целиком по-новому... Во-вторых: решение темы целиком свое, а не традиционное... В-третьих: цвет солнца в поэта оранжевый, то есть оранжевый. Это, как мне кажется, целиком отвечает характеру творческого восприятия света украинским народом..."
Солнце у Ивана Драча едет не на колеснице, а на велосипеде. Таким образом поэт будто отдает дань современности и, с другой стороны, делает светило будничным в свои величия, доступным для каждого, даже обычного подсолнечника
Поэт был способен к необычно оригинальному творческому мышлению, которое побуждало его отбирать своеобразные метафоры и эпитеты, создавать новые жанровые структуры. Поэтому й поражают настолько читателя произведения Ивана Драча, закоринени своим мышлением в менталитет народа, в достижения отечественного искусства. Недаром Иван Дзюба писал о своем коллеге: "За энергией поисков, разгоном випереджування и садизмом самоизменения Иван Драч явление небывалое в усий украинской поэзии. Он весь — скимлива душевная незаконченность, жуткая невиднайденисть, постоянно возобновляемая незгармонизованисть..."
Необыкновенный дивосвит образов и. Драча ("Баллада о подсолнечнике") (2 вариант)
Комментариев нет:
Отправить комментарий