Бунт Родиона Раскольникова за романом Федора Достоевского "Преступление и наказание"
Впервые роман "Преступление и наказание" увидел мир 1886 года. Это роман о современной России, которая пережила эпоху глубочайших социальных сдвигов и моральных сотрясений, эпоху "разлада", роман о современного героя, который ввибрав у себя все страдания, боли и раны времени
"Вечером жаркого июльского дня, незадолго до заката солнца, выходит бывший студент Родион Раскольников". Так начинался роман Достоевского. Из этого момента без отдыха, в пылкой ненависти, мечтании - суетится улицами Петербурга, останавливается на мостах, над темными холодными водами канала, заходит в грязные кабаки герой Достоевского
Из первых страниц романа мы узнаем о том, что Раскольников прельстился на некоторое дело, которое является новым шагом, новым собственным словом, месяц назад у него родилась мечта, к осуществлению которой он близкий сейчас.
А месяц назад, почти умирая от голода, он вынужденный был заложить у старой ростовщицы перстень - подарок сестры. Большую ненависть и сразу ощущает он к капризной и никчемной старой, которая высасывает кровь с бедных, получает богатство за счет чужого горя, бедности и порока. "Странная мысль просыпалась в него голове, как из яйца цыпленок". Вдруг услышанный в трактире разговор студента с офицером о ней же, "глупой, бессодержательной, никчемной, злой, больной старой, никому не нужной и, напротив, всем вредной". Она живое "самая не знавая для чего", а молодежи свежие силы исчезают " без всякой поддержки", "и это тысячами, и это всюду".
Полгода назад Раскольников написал статью " О преступлении", где изложил свою теорию психологического залога преступников в течение всего преступления. Он доказывал, что этот залог более похожий на болезнь - помрачение ума, разлад воли, случайность и нелогичность поступков
Мы почти ничего не знаем о том продолжительном процессе, о той большой работе мысли, в результате которой розвинулася в сознании Раскольникова его идея, лишь после убийства раскрывается идея Раскольникова - во всей величию и во всей чудовищности
В ужасном грязном трактире, где пьяный шум, вопль и хохот заполняют воздуха, слушает Раскольников шутливый и трагический рассказ Мармеладова о семнадцатилетней дочери Соню, ее подвиг, ее жертву, о спасении ею семьи. Но человек ко всему привыкает. Так и Мармеладов.
Негодный тот человек, который ко всему привыкает, все воспринимает, всему повинуется. Нет, не негодяй лишь тот, кто бунтует, разрушает, переступает. Никаких преград нет для необыкновенной, "непослушной" человека
"Еще один удар, степень к бунту - письмо матери о Дунечку, сестре, которая "выходит на Голгофу", Дунечку, которая моральную свободу не отдаст за комфорт, ради собственной выгоды
Где же выход? Разве возможно обойтись без жертв, нужные ли они? Письмо матери. Теперь одними раздумьями не поможешь, надо что-то сделать сейчас и быстро. Надо на что-то ришитися, хотя на что-нибудь... "Или отказаться от жизни совсем! - крикнул он вдруг в запавшие, - послушно принять судьбу такой, какой она есть, раз и навсегда, и удушить в себе все, отказавшись от всякого права действовать, жить и любить!" Но Раскольников хочет "действовать, жить и любить".
Встреча Раскольникова с пьяной обесчещенной девочкой на Кинногвардейському бульваре тоже оказалась судьбоносной. Она тоже жертва стихийных законов, жестокой и непреодолимой необходимости, запокой ливо оправданной теми, кто смирился: "Говорят, что так и нужно. Такой процент, говорят, должен умирать каждый год... куда-то... к черту, так должно быть, чтобы других освежать и им не мешать". И Сонечка, и Дунечка уже попали в этот "процент".
Убийство старой нужно Раскольникову для проверки своей способности на преступление, а не для проверки идеи, которая как он размышлял, неопровержимая. Решив уже выдать себя, он говорит сестре: "Никогда, никогда я не был сильнее уверенный, чем теперь!" И наконец на каторге, на свободе, подвергает свою "идею" беспощадному моральному анализу, он не в силе от нее отказаться: идея неопровержимая, совесть его спокойная. Сознательных, логических возражений своей идеи Раскольников не увидел до конца. Он соединяет объективные особенности современного мира, уверенный в неможли вости что-то изменить: "Бесконечность человеческого страдания и роздиленисть мира на придавленных и на те, кто подавляет, властителей и подчиненных, или, по Раскольникову на "пророков" и "тварей дрожащих".
Сознание своей вины - это для Раскольникова признание собственной невозможности и мизерности. Но идея незыблемая. Однако Достоевский считает, что побеждает человечный Раскольников, а идея жестокости терпит поражение
Не считаясь с тяжелую тьму, изображенную Достоевским в романе "Преступление и карая" картину человеческого бытия, мы видим просвет в темряви, мы верим в моральную силу, мужество и решительность героя Достоевского найти путь и средства истинного служения людям - ведь он остался человеком и гражданином
Бунт Родиона Раскольникова за романом Федора Достоевского "Преступление и наказание"
Комментариев нет:
Отправить комментарий