понедельник, 13 апреля 2015 г.

«Княжна Мери» главная повесть в романе «Герои нашего времени»

Белинский справедливо указывал на повесть «Княжна Мери», как на главную в романе. Дело не в том только, ЧТО она занимает центральное место в композиции произведения. В этой повести Печорин рассказывает пр самому себя, раскрывает свою душу. И недаром в предисловии к «Журналу Печорина» сказано, что в нем перед нашими глазами станет «история души людской». Здесь Сильнее всего оказались особенности «Героя нашего времени» как психологического романа. Подчеркивая социальный характер трагедии поколения, к которому принадлежал Печорин, Н. Г, Чернышевский писал: «Лермонтов... понимает и представляет своего Печорина, в качестве примера того, которыми становятся лучшие, сильнейшие, благороднейшие люди под влиянием: общественной обстановки их круга».


Печорин воспринимается читателями, как жертва в свое время. Но оправдывает Лермонтов его поступки, его настроение? В бессонную ночь, накануне дуэли из Грушницким, герой романа как бы подводит итоги прожитого жизни. «Пробегаю в памяти все мое прошлое и спрашиваю себя невольно: зачем я жил? для которой цели и родился? - размышляет Печорин.- А верно, она существовала, и верно, было мне назначенье высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные; но я не угадал этого назначения, я-я - пришел в восхищение приманками страстей пустых и неблагодарных; из горна их я вышел твердый и холодный, как железо, но потерял навеки благородных стремлений, лучший цвет жизни».


Какие горькие и печальные признания! То, что мы справимся о Печорине с него дневника, из рассказов других действующих лиц, вызывает к нему двойственное чувство. Мы не можем не осуждать Печорина за него отношения к Беле, к княжне Мери, к Вере, к доброму Максиму Максимичу. По мы не можем ему не сочувствовать, когда он едко высмеивает аристократическое «водное общество», разбивает происки Грушницкого и его приятелив. Мы не можем не видеть, что Печорин на главу выше окружающих его людей, что он умей, образованный, талантливый, храбрый, энергичный. Нас отпихивает равнодушие Печорина к людям, его неспособность к настоящей любви, к дружбы, его индивидуализм и эгоизм. Но нас захватывает Печорин своей жаждой жизни, стремлениями к лучшему, умением критически ццшпгть свои поступки. Он глубоко несимпатичный нам «жалкостью действий», теми своими поступками, которыми он приносит страдание другим людям. Но мы видим, что и сам он глубоко страдает


Герой романа говорит о себе: « В мне два мужчины: один живет в полном содержании этого слова, другой мыслит и судит его...» Какие причины этой раздвоенности? «Моя бесцветная, молодость протекала в борьбе с собой и светом; лучшие мои чувства, боясь насмешка, я прятал в глубине сердца; они там и умерли. Я говорил правду - мне не верили: я начал обманывать; узнавши добрый свет и пружины общества, я стал ловкий в науке жизни...» - сознается Печорин. Он научился быть скрытным, стал злопамятным, желчным, завистливым, честолюбивым сделался, по его словам, моральным калекой


Печорин - эгоист. Но еще пушкинского Онегина Белинский назвал страдающим эгоистом и эгоистом поневоле. То же самое можно сказать и о Печорине. О нем Белинский сказал: «Это Онегин нашего времени - Герой нашего времени. Отличие их между собой намного меньше расстояния между Онегой и Печорой».


При всему различия внешнего вида и расхождении характеров и Онегин, и герой грибоедовской комедии «Гори от ума» Чацкий, и лермонтовский Печорин принадлежат к типу « лишних людей», то есть таких людей, для которых в окружающим их обществе не находилось ни места, ни дела. В романе Лермонтова, как и в него стихах, и поэмах, много «горечи и злости». Герою романа Печорину, как и герою лермонтовской драмы «Маскарад» Арбенину, присущий разочарования в жизни и пессимизме



«Княжна Мери» главная повесть в романе «Герои нашего времени»

Комментариев нет:

Отправить комментарий