воскресенье, 12 апреля 2015 г.

Свет и тени Ельсинора (за трагедией Вильяма Шекспира «Гамлет»)


Сюжет трагедии Шекспира “Гамлет” перекликается из давньоскандинавською сагой о легендарного принца Амлета, который жил приблизительно в VIII ст. В ней речь шла о кровавой мести принца, который осуществил ее, прикинувшись божевильним. Хитростью он занимает королевский трон. Впервые о саге упоминает средневековый датский ученый Саксон Граматик в своей известной работе “Действие данцив”. Этот сюжет писатели и поэты многих стран неоднократно использовали в разных литературных жанрах в течение многих столетий. И что интересно, этот сюжет вызвал и продолжает вызвать и сегодня пылкий интерес в читателя, причем каждое новое поколение открывает в “Гамлете” что-то новое, присущее только его эпохе


Итак, средневековая Дания, Ельсинор, королевский дворец… Казалось бы, на нас ждет романтическая история из времен, которые уже давно прошли и никогда не вернутся… Но уже первая сцена вызывает ощущение тревоги. Доведите это самые, опираясь на текст


Ученики. Вот Франциско, который стоит на стороже, делится мыслями с охранником Вернардо:


“Спасибо, что сменил: я озяб


И на сердце тоска…”


Чуть позже появляются Марцелл и Горацио. Они становятся свидетелями невероятного явления: мимо них дважды проходит тень умершего короля, а призрак, как известно, появляется не к добру. Призрак короля появился из потустороннего мира, чтобы рассказать синови о страшном воровстве: коварный Клавдий убил короля, чтобы вступить в брак на королеве и забрать королевство. Тому привид и взывает мести:


“Если только


Ты впрямь любил когданибудь отца…


Отомсти за подлое убийство…” — приказывает Вингамлету.


Призрак хочет помети, а чего хочет Гамлет? У Гамлета нет выбора. Он должен выполнить волю отца и отомстить. И это желание захватывает его всего, становится целью и смыслом его жизни. Отныне все его поступки сводятся до одного — отомстить за отца


Учитель. Если бы все было так просто, то произведение могло бы закончиться сразу, если не с самого начала, то точно в конце 2 акта. Но трагедия длится


Такой прием называется “промедления действия”, и Шекспир его использует очень мастерски.


Учитель. События разворачиваются дальше однообразно, практически ничего не происходит, сюжет двигается медленно. Прежде чем произойдет развязка, вопреки приему “промедление действия”, в пьесе происходит много событий, отодвигают самую развязку, то есть месть. Главный герой симулирует сумасшествие. Это держит читателя в напряжении. Гамлет разыгрывает сумасшествие, чтобы усыпить внимательность королявбивци и, воспользовавшись этим, отомстить за отца. Но Клавдий не просто вбивця, он лишил жизнь родного брата, то есть он — братоубийцу. А это делает его преступление еще наиболее тяжелым, преступление, которое требует кровной мести


Но для Гамлета стать убийцей — означает переступить через себя, потому что он благородный, высокообразованный человек, и потому даже появление привида и разговор с ним не могут окончательно убедить его в том, что отца отравил именно Клавдий. Гамлет ищет дополнительные доводы совершения преступления. В этом ему помогла убедиться пьеса о вбивцю герцога Гонзаго, которую разыграли странствующие актеры. Режиссером постановки этого спектакля стал Самгамлет.


Что же происходит дальше? случайно убивает Полония. Эта смерть приводит к сумасшествию и трагической гибели Офелий, девушки, которая любила Гамлета, а дальше — дуэль с Лаертом, который был непричастным к смерти отца Гамлета. Кроме того, виновный Гамлет и в смерти Гильденстерна и Розенкранца, которые были придворными. По моему мнению, Гамлет — несчастный человек, судьба которой через обстоятельства сложилось трагически. Он должен был убивать наперекор своим принципам. Именно в этом, на мое глубокое убеждение, и состоит трагедия Гамлета


Звучит Монологгамлета.


“Быть или не быть, вот в чем вопрос…”


Любовь — это язык сердца. Хорошо известно, что точного определения этого чувства не существует, хотя люди старались это сделать в течение всей своей истории. Общество длительное время стремилось довести, что сердце тоже имеет право голоса и что можно любить не только Бога, как учила и требовала церковь, а и человека


Сколько трагедий, истерзанных судеб испытало человечество через любовь. Писатели и поэты разных эпох создали незабываемые образа, которые стали символами истинного любви: Тристан и Изольда, Данте и Беатриче, Петрарка и Лаура… Шекспир и его современники разработали новое отношение к любви — они воспринимали любовь как верную опору в жизни, яркую звезду, которая указывала путь во всех жизненных неурядицах и бедах. Они верили, что самая любовь может спасти человека в этой жизни, указать на единый верный путь среди ошибок, поисков, горя, потерь, несчастья


Возможно, именно так было у Гамлета и Офелий. Офелия искренне любит Гамлета, с радостью встречается с ним. Она является единой радостью его души. Но ее хотят использовать враги принца — через нее хотят следить за Гамлетом. И здесь проявляется все благородство души Офелий, женщины — идеала ренессансного времени: она перестает общаться с Гамлетом, хотя это приносит ей страдание, душевные мучения, отчаяние. Она даже возвращает ему все письма, где он говорит с ней словами любви и объясняется в своем чувстве. За Гамлета ей больно значительно больше, чем за себя. Она захватывается личностью Гамлета, умеет ценить лучше всего В человеку


Письма Гамлета очень много значили для Офелий. У них он освидчився ей в любви, разговаривал с ней изысканным поэтическим языком. Она возвращает их любимому, чтобы никто не мог использовать эти письма для своей пользы


Что касается сумасшествия от любви… По моему мнению, любовь может сделать жизнь человека или очень счастливым, или очень несчастным. От счастью не сходят с ума, а вот от несчастья… это вполне возможно, хотя нам почти неизвестно случаев в литературе, где бы говорилось о том, что от любви сходят с ума, скорее от него гибнут


Учитель. Итак, от любви не сходят с ума. А почему тогда гибнет Офелия, когда, казалось бы, она могла бы быть счастливой?


Офелия гибнет поэтому, что не смогла пережить того, что ее отца убил Гамлет, любимый человек; она потеряла двух очень дорогих для нее людей, и еще неизвестно, какая потеря более тяжелая. Именно поэтому, по моему мнению, она сходит с ума и трагически гибнет


Более всего меня заинтересовал образ самого Гамлета. Несмотря на то, что он вынужденный был мстить за смерть своего отца, я не воспринимаю его как убийце. Он для меня остается порядочной, умной, честной, хотя и жестоким человеком. Я сочувствую ему в него несчастливой любви, мне жаль Офелию. Но я хорошо понимаю, в какое время жил Гамлет, и ни в коем случае не осуждаю его, хотя он и виновный в смерти нескольких человек. Когда я читала произведение В. Шекспира “Гамлет”, у меня возникло несколько вопросов, ответа на которые уже получила на предыдущих уроках и на сегодняшнему также. Но есть кое-что, что заставляет меня задумываться снова и снова — почему жизнь Гамлета была таким трагическим? Почему до этого образа люди обращаются снова и снова?


Ответить на эти вопросы сложно, но я поняла одну вещь: жизнь Гамлета — это трагедия каждого благородного человека, который сталкивается со взлом в жизни и старается его преодолеть. Любой из нас тоже видит зло в нашей жизни, ведь жизнь не бывает только розовым и безоблачным, поэтому, по моему мнению, и сегодня в каждом человеке живое частица Гамлета, и потому этот образ постоянно предрасполагает к себе внимание



Свет и тени Ельсинора (за трагедией Вильяма Шекспира «Гамлет»)

Комментариев нет:

Отправить комментарий