понедельник, 13 апреля 2015 г.

Образ Бога в творчестве Шевченко

В советское время Шевченко представляли чуть ли не атеистом, который отобразил это в своих произведениях, и, в основном, цитировали его строки о том, что он «проклене Бога», когда он в отчаянии обращался: Или Бог видит из-за тучи Наши слезы, горе? Так, эти строки из стихов Шевченко, но мы не можем утверждать, что Шевченко отбрасывал Бога или пренебрежительно относился к веры, к христианским заповедям. Факты из него жизнь и много других произведений свидетельствуют о том, что большой поэт всю жизнь был глубоко верующим человеком и слово Бог для него мало большое значение:


    Бог! Бог! Великая сила! ( «Еретик» ) Бог для Кобзаря был идеалом не только в вере, в терпении. Он был идеалом добра и справедливости, духовного величия и любви: Будто праведных детей, Господь, любя тех людей, Послал на землю им пророка. ( «Пророк» )

и еще одно замечание. Не надо отождествлять веру у Бога и наличие церковной «братии», которая продаст и веру, и душу за кусок пирога из господского стола. Для таких вера - это лишь орудия обманывать людей и обогащать свои достатки, приумножать свои богатства. Но там уже нет веры, нет искренней молитвы, нет покаяния


Шевченко никогда не был атеистом, поэтому не следует ему приписывать то, чего не было в действительности. Поэты - как дети: душа - открытая, чувство - к людям искренние и немного по-дивному наивные. Они так беззащитно идут к людям, так искренне проговаривают строками своих поэзий, которые хочется их и их слово защитить от будничности и грязи


Мы говорим: «Лирический герой поэзии…» А я не могу отделить лирического героя от личности поэта, потому что это его мысли и его переживание, которые в какой-либо момент становятся моими, потому что затрагивают душу и сердце, побуждают искать ответа на волнительные и болезненные вопросы. Из строк дневника Шевченко, который называется «Журнал», я узнал, что такое солдатская муштра, что такое унижение людской достоинства, что такое издевательство над самой сутью человека. Где-то я читал и слышал, что характер человека лучше всего познается в сложных моментах жизни. Судьба не один раз посылала поэту такое испытание через унижение, через создание таких ситуаций, чтобы стоял выбор: быть подхалимом и иметь спокойную жизнь - не ползать ли перед молодым, но убогим душой офицером, и ежедневно страдать от муштры, пинков, неприличной бранного слова


Постоянное издевательство и унижения, мне кажется, могло сломать кого-нибудь, но не Шевченко. В чем же сила этого мужчины? Что ему помогало оставаться таким непримиримым?


Читаем строки: «Солдаты - самое бедное, самое жалкое сословие в нашем православном отечестве. В него отнято все, чем жизнь красная: семейство, семья, свобода, - одним словом, все». Еще одна запись: «Неужели и зто еще не в последний раз меня ведут на площадь, как бессловесное животное, напоказ? Позор и унижение! Трудно, тяжело, невозможно заглушит у себя человеческое достоинство, пол на вытяжку, слушать команды и двигаться как бездушная машина. И ато единственннй опросом дознанннй способ убивать вместе тысячу себя подобних. Гениальное изобретение! Делающее честь и христианству, и просвещению».


Можно лишь представить и вжахнутися поэтому периоду жизни Шевченко и еще раз убедиться в непокоренности поэта, который написал: «Наказываюсь, мучусь, но не раскаиваюсь…» и это раскаяния не перед Всевышнем, а не раскаивался поэт перед поработителями народа, который в золотые и серебре ходили, «мордастые, пузатые». Шевченко выполнил свою миссию: показал, как надо любить свой народ и как ценить свободу



Образ Бога в творчестве Шевченко

Комментариев нет:

Отправить комментарий