среда, 8 апреля 2015 г.

Байрон и роль «байронического» героя

Любовь к сестре поэт называет “улыбкой природы”, для него это чувство искреннее, а библейские запреты вызывают желание поспорить с ними. Греховная любовь породила ряд так называемых восточных поэм (”Гяур” (1813), “Лара” (1813), “Корсар” (1814), “Мазепа” (1819) и др.), герой которых переживает греховное чувство и бросает вызов всему человечеству. Любовь к сестре также подвигла Байрона на проникновенные “Станеи к Август” (1816 - 1818), трагедии “Манфред” (1817) и мистерии “Кайн” (1821). В восточных поэмах родился “байронический герой”, который утилюе в себе стихийную силу дикой природы. Он красивый и вместе с тем страшный, благородный, но способный на безжалостное убийство. Его страсть похожая к урагану, страшной разрушительной силе. “Байронический” герой является носителем абсолютного мужского начала в него первоначальном проявлении


После цивилизованных персонажей восемнадцатого столетия герой восточных поэм оказал ошеломляющее впечатление на публику


Действие “Гяура” (1813) происходит в оккупированной турками Греции, где христианское население было практически полностью бесправным (”гяурами” мусульмане называю иноверцев). Местный правитель отобрал в одного из молодых греков невесту. Прекрасная девушка оказалась в гареме, а ее любимый вместо того, чтобы смириться, решается на бесшабашный поступок - похищение Лейли, которое, конечно, не прибегло и стоило несчастной смерти. Но события высказанные абсолютно нелинейно: мы словно видим отдельные фрагменты из жизни героев и лишь можем догадываться о логическом построении действия. Финал поэмы подавляет безысходностью: герой после смерти коханной, считая себя виновником в ее гибели, убивает подножный корм и идет в монастырь, но не смиряется Богу, который не спас и не помог, позволив произойти ужасной несправедливости


Все герои восточных поэм грешные, они несут в душе трудное ощущение вины, только протагонист поэмы “Мазепа” (1818 - 1819), созданной уже после того, как Байг рон навсегда покинул Британию, отличается относительным оптимизмом и откровенностью по отношению к внешнему миру. Байрона поразила фигура мятежного гетмана, который не побоялся выступить против гигантской империи, и он на основе французских исторических источников создал поэму о нем. Правда, поэта интересуют не столько исторические реалии, сколько мотивы изгнания (Мазепа представлен как польский дворянин, который возглавил казаков), запрещенной любви и могущественной силы дикой природы. И снова звучит антихристианский мотив противоположности естества и евангельськихзаборон.


Поэтическая структура поэмы также, как и в “Гяуре”, отличается фрагментарностью. Мы сначала видим гетмана пожилым человеком, после поражения под Полтавой. Но ни тени иронии бегство казаков и шведов у Байрона не вызывает. Он захватывается самоотверженным поступком шведского офицера, который выдал себя за короля и погиб в российском плену. На привале гетман рассказывает историю своего прибытия к Украине, и здесь мы видим захватывающее зрелище: невменяемый бег дикого коня, к сгийни которого привязан изгой рода человеческого


Байрон понимает, как тесно связанный народ с природой. И портрет Мазепы ( кстати, абсолютно не соответствующий действительности) выдержанный в духе книжного впечатления от казачества. Старый гетман противопоставлен молодым цивилизованным шведам. Он витривалиший чем они, и на привале ведет себя как истинный воин: не позволяет себе отдыхать до тех пор, пока не приведет к порядку своего коня и оружие. Байрон сравнивает Мазепу с непоколебимым деревом, дубом, и общее настроение поэмы пронизанный верой в стойкость,<озцькой свободолюбия


В изгнании Байрон создает ряд таких значительных произведений, как “Шильонський узник” (1816), “Манфред” (1817), “Кайн” (1821). Жанр драмы “Кайн” сам автор определил как “мистерию”, иронически связав этот средневековый жанр также из моралите, поучительными аллегорическими драмами, ведь мистерии отображали ярчайшие эпизоды из жизнь святых, а моралите были предназначены для развенчания недостатков и утверждение благочестия. В мистерии Байрона воспроизводится его интерпретация тех строк Библии, в которых идет речь о судьбе первого убийцы, злого Кайна, который безжалостно убил своего брата через соперничество, и был проклят за это Богом


Фактически вся драма является грешным спором с Господом. Уже в первой сцене жена благочестивого Авеля Селла, молясь, обращается ко Всевышнему со словами, в которых звучит неосознанный вопрос: если Иегова нас любит, то как же Он, всесильный, позволил погубъити свои ненаглядные и слабые создания, обречь их на смертную жизнь и на мучения? Дальше вопросы длятся, и задает их Кайн, старший сын Адама и Евой, который выглядит “белой вороной” на фоне богомольного семейства. Каин не может смириться с верой в то, что всемогущий Бог добрый (”Всесильный, так и благой?”). И его судьба принуждает замисли, почему он должен за велением высшей воли убить любимого брата. И созданный он как мыслящий субъект, тоже за велением высшей воли


Люцифер, приятель Кайна, выглядит обездоленной, но совсем не зловредным существом. Он сочувствует смертным, считая, что они одурачены в своей вере в Бог милосердие, которого на самом деле не существует, даже дает людям здравомыслящие советы “в убыток себе”. Он появляется перед Кайном не случайно. Мыслящий человек, по мнению Люцифера, находится намного более близкая к бессмертию, чем “нищие духа”. Но делает это ее счастливой? “Выбирайте // Между знанием и любовью, - ведь другого // Нет выбора”, - утверждает обветшалый ангел, который когда-то, как и Кайн, не смог смириться с отсутствием свободы. Смиренные люди отданы Богу, но для этого нужно отказаться от раздумий. Те, что думают, - принадлежат Сатане, и что интересно, - альтернативы не предполагается: “…непокорность Богу // Является покорностью мне”, - твердо заявляет Люцифер, утверждая, что смертные абсолютно свободными быть не могут


Кайн, конечно, персонаж, очень близкий автору. Его непринужденные беседы с Царем тьмы отбивают авторские раздумья над собственной судьбой, которые поэт доказывает к глобальному осмыслению мира, создавая индивидуальный миф. “Мне тяжело жить на земле”, -”говорит Кайн, который не может смириться с тривиальной и обязательной для всех тленных существ необходимостью “есть; пить, любить, дрожать при жизни, работать, 7/ Смеяться, плакать, спать - и умереть”. Он не может быть таким, как все люди, и даже самоотверженная любовь Ады, сестридружини, не может его успокоить. “Я - ничто”, - с горечью констатирует несчастный думающий смертный, увидев Космос. И жалостливый Сатана советует сделать это утверждение основой воспитания детей, поскольку “это их лишит от многих мучений”. Молитвы, которые произносят Авель и Кайн во время жертвоприношения, представленные контрастно. Авель полностью покорный Божий воле. Он абсолютно уверен в прайсйи и милосердые Божому, и даже нотки осуждения в авторском отношении к нему нет. Добрый Азель показанный как человек очень достойный. Он гибнет, стараясь спасти от обозленного Кайна алтарь, и перед смертью просит Всевышнего извинить брата


Мистерия посвящена В. Скотту. Прежде чем обнародовать посвящение, Байрон обратился к шерифу с вопросом по поводу его отношения до последнего к “Кайна”. И защитник церкви и монархии дал очень утвердительный ответ, назвавши драму “большой и ошеломляющей”. И ничего странного в этом нет. Содержание “Кайна” не такой уже антирелигиозный с точки зрения протестантськой религии (а Скотт и Байрон были воспитаны как пресвитерианке). Байрон признает существование Бога и Дьявола, но возражает возможность “конвенций” из вищиг мы силами в целях изменения судьбы. Если католики верят в возможность Божой помощи через покаяние, пожертвование и т.д., то рожденное кальвинизмом пресвитерианство все эти “соглашения” возражает


Судьба каждого человека предусмотрена, менять никто ничего не будет, и единое, в чем может помочь молитва, - это силы для прохождения мучительного земного пути. Если католик приходит в мир для любви, то бестрепетный протестант - для терпения. Знавая об этом, мы понимаем позицию поэта лучше. Каин был обречен на преступление, и избежать его он не мог, а мог только остаться собой, заявить Богу о своем несогласии с ним


Бунт Кайна есть и преступлением, и подвигом одновременно. Это бунт бесперспективный. И Байрон понимает это. Но Кайн - выбранный. Для протестантов обдаривания человека определенными способностями является проявлением милости Божой, хотя Бог и принудит ее много страдать. Таким образом, одим из найпохмуриших в истории мировой литературы произведений есть продиктованный протестантськопуританською доктриной, которая крепко засела в душе Байрона, не смотря на него тягу к более доброму католическому Богу



Байрон и роль «байронического» героя

Комментариев нет:

Отправить комментарий