«Маруся Чурай» без любого преувеличения стала общекультурным явлением, давала и сейчас дает духовное здоровье и творческий тонус, учит добру и достоинства. Морально-этические проблемы в романе Лина Костенко ставит и решает на примере жизни двух семей, противопоставленных друг другу, — Чурайв и Вишняков. Чурай представляют лучшие, рыцарские силы народа. Это сильные личности, творческие способности которых могут реализоваться только при условиях свободы. Поэтому свобода — социальная, национальная, в конце концов, внутренняя, показателем которой выступает чувство собственного достоинства, — есть для них абсолютной ценностью. По своей природе они непримиримые к приспособленчеству, покорности, унижений, измены. Вот как характеризует Маруся своего отца:
… Кто там сдался, только тот и выжил
А отец же наш, он сдаться не мог
Он гордый был, Гордеем он и звался
Он рыцарь был, хотя что лапти
Стоял насмерть. Никогда не казался
Чурай ценит людей не за общественное положение, а за личные качества. По такому принципу выбирает жену, этого же учит дочь
У Вишняков понятия чести неразрывное с должностями и богатством. Вишняк без имения — ничто, он не личность, потому что лишенный собственного «я», стойких моральных принципов и убеждений:
Кто за Богдана, кто за короля
А он за тех, которий не против.
Чурай не может предать, потому что это означает убить свою собственную душу. Для Вишняка же измена — справа немного клопитна, но безболезненная (припомним, как он ведет себя во время осады Полтавы).
Самоутверждение Вишняков грунтуется на собственной выгоде с сохранением внешних форм благопристойности. В таком же духе воспитанная и Галя, человек крайне ограничен — «гусыня», как говорит о ней Григорий, зато напыщенная и самоуверенная, потому что дочь « значительного мужчины». В семье Вишняков духовные ценности пидминено материальными, поэтому ни отец, ни дочь не задумываются над тем, что покупают Григория за деньги и наносят страданий другим
Уже отец наш и на свадьбу потеряли, а
Григорий умер… а Григория уже нет…
За вишнякивською системой ценностей даже жизни (не то что там любовь’.) можно перевести в графе материальных затрат. Для Маруси же идеалом является любовь, которая соединяет «незглибими души».
За всем признаками Вишняки и Чурай противостоят друг другу:
Во всех, этих скорботах и печалях,
во всех этих одвичних передрягах –
и Чурайвськи главы на сваях,
и Вишнякивськи главы на плечах
«Маруся Чурай» — это источник духовности, которая просто-таки принуждает душу подниматься в висе, к Добру и Правды. Говорят, что в далеком Казахстане в застойные времена украинцы от руки переписывали роман… Кто сосчитает всех жаждущих, что припалили к твоему источнику, Марусю, к твоей песне; тех, кого поддержала в трудный час твоя преисполненная достоинства и высокой народной морали душа, тех, кого допила твоя незглибима любовь, тех, кто не плакал над трагической судьбой, становясь чище и лучшими?
Морально-этические проблемы в романе «Маруся Чурай» Лины Костенко
Комментариев нет:
Отправить комментарий