Александр Олесь, (истинное имя – Александр Иванович Кандиба). Украинский поэт, драматург, прозаик, переводчик. С 1919 г. в эмиграции. Главной темой его сборников становится тоска по Украине. Умер в Праге в июле 1944 p., получив весть о том, что нацисты закатывали в концлагере Заксенхаузен его сына - писателя Олега Ольжича.
Основные произведения: « С кручиной радость обнялась» (1907), «Княжеская Украина»(1920), драматическая поэма «Ночь на горной долине», драматический этюд « По дороге в Сказку».
Он соединил в себе черты пламенного певца Тиртея и нежного рыцаря красоты Аполлона, главная своя задача усматривал в том, чтобы играть на золотой арфе песни счастья, свободы, любви, очищать человеческие души от намулу и выводить родной народ из долин на вершины добра, справедливости, свободы, человеческой гармонии. (Г. Радишевський)
Анализ произведения “Чары ночи”
Литературный род: лирика
Жанр: стих-романс (популярная народная песня).
Вид лирики: интимная
Руководящий мотив: красота жизни, красота любви – надусе.
Стихотворный размер: четырехстопный ямб с пирихием, который образовывает особую ритмику
Вид рифмования: перекрестное
Рифма: чередование мужской и женской рифмы, которая делает более выразительным звуковую тональность стиха
Поэзия стала любимой народной песней «Смеются, плачут соловьи…». Она воспринимается как гимн юности, песня любви, как прославление органического единства жизни человека и природы. Праздничный банкет весны, когда «вся земля дрожит В пылких объятиях ночи, Письмо цветку рвийно шелестит, Траве ручей Воркует»,естественно видтинюе «летающий миг жизни» человека, напоминает, что жизнь – только «единый миг».
Поэзия преисполнена витайстичних, то есть жизнелюбивых мотивов, которые прославляют философию жизни лирического героя, его влюбленность в красоту бытия и человека
Для решения идейнохудожественного замысла автор выбрал кольцевую композицию произведения, которая является важным складником авторской концентрации чувств, воспроизведение динамики развертывания лирического сюжета. Лирический сказ в поэзии составляется с трех субъектов: собственно автора, лирического героя и «ты», то есть адресата, условного собеседника
Эта поэзия – призыв не забывать, что жизнь – миг, который так быстро всплывает, поэтому надо насладиться каждым прожитым днем, каждой минутой:
Ловы летающий миг жизни!..
Горы! Жизнь – единый миг,
ля смерти же – вечность целая
“Чары ночи”
Смеются, плачут соловьи
И бьют песнями у грудь:
“Целуй, целуй, целуй ее, —
Снова молодость не будет!
Ты не смотри, что будет там,
Или забвение, или измена:
Весна идет навстречу вам,
Весна в сие время вамрада.
На мент единый оставь
Своя печаль, мысли и горе —
И струя собственной души
Улий в шумляче море
Ловы летающий миг жизни!
Очаровывай, хмелей, упивайся
И среди мечтаний и забвения
В розкошахзакохайся.
Взгляни, вся земля дрожит
В пылких объятиях ночи,
Письмо цветку рвийно шелестит,
Траве струмокворкоче.
Отразились звезды в воде,
Летят к тучам туманы…
Здесь льется благоухание густые,
Там гнутся вербы пьяные
Как искра еще в тебе горит
И угаснуть не вспила, —
Горы! Жизнь — единый миг,
Для смерти же — вечность целая
Чему же стоишь без движения ты,
Когда весь мир поет?
Наладь струны золотые:
Банкет весна взыскивает
и смело иди под звон рюмок
С огнем, с песнями в гости
На праздник радостное цветков,
Любовь, снов и томления
Погибнет все без возврата:
Что возьмет время, что люди,
Потухнет в сердце костра,
И оледенеет грудь
и захочешь ты воротят себе,
Как Фауст, дне прошлые…
И знай: над нас — боги скупые,
Над нас — глухие и нечуткие…”
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Смеются, плачут соловьи
И бьют песнями у грудь:
“Целуй, целуй, целуй ее —
Снова молодость не будет!”
Анализ стиха «О слово родное! Орел скованный!»
Литературный род: лирика
Жанр: стих-медитация. ,
Поэзия-Медитация – это стихи-раздумья на философскую и житейскую темы. Это поэтические раздумья о быстротечности жизни, неосуществимость мечтаний и желаний лирического героя, неотвратимость смерти
Вид лирики: патриотическая
Руководящий мотив: поэт искренне захватывается родным словом, гневно казнит колонизаторов, которые его уничтожают, и своих безотцовщин, которые его пренебрегаются
Стихотворный размер: четырехстопный ямб
Вид рифмования: кольцевое
Рифма: чередование мужской и женской рифмы, которая делает более выразительным звуковую тональность стиха
Символы в стихе — меч (воинствующая грань родного слова), солнце (миролюбивая, окрыленная, творческая грань родного слова), слово (все родное, по самой высокой цене), Самсон (вера в духовное освобождение народа-богатыря).
Александр Олесь в этой поэзии произнес истинный гимн украинскому слову, напоминая всем, что дети не должны забывать язык родителей. В любом случае автор убежден, что языковое, национальное возрождение Украины обязательно станет «дождями судными» для нее врагов
Идея стиха высказана в мифологически-библейских символах:
В слово! Будь мечом моим!
Поэзия выстроена как монолог-обращение лирического героя до-родного слова. Три части композиции выполняют роль тезисы, антитезы. исинтезу.
«О слово родное! Орел скованный!»
О слово родное! Орел скованный!
Чужеземцам брошенное на смех!
Певческий гром родителей моих,
Детьми беспамятно забытый
О слово родное! Шум деревьев!
Музыка звезд голубоглазых,
Шелковое пение степей широких,
Днепра между ними левий рев…
О слово! Будь мечом моим!
Нет, солнцем стань! вверху остановись,
Озари мой край и разлетись
Дождями судными надним.
Александр Олесь. «Чары ночи», «О слово родное! Орел скованный!..»
Комментариев нет:
Отправить комментарий