пятница, 3 апреля 2015 г.

Александр Олесь. «Чары ночи», «О слово родное! Орел скованный!..»

Александр Олесь, (истинное имя – Александр Иванович Кандиба). Украинский поэт, драматург, прозаик, переводчик. С 1919 г. в эмиграции. Главной темой его сборников становится тоска по Украине. Умер в Праге в июле 1944 p., получив весть о том, что нацисты закатывали в концлагере Заксенхаузен его сына - писателя Олега Ольжича.


Основные произведения: « С кручиной радость обнялась» (1907), «Княжеская Украина»(1920), драматическая поэма «Ночь на горной долине», драматический этюд « По дороге в Сказку».


Он соединил в себе черты пламенного певца Тиртея и нежного рыцаря красоты Аполлона, главная своя задача усматривал в том, чтобы играть на золотой арфе песни счастья, свободы, любви, очищать человеческие души от намулу и выводить родной народ из долин на вершины добра, справедливости, свободы, человеческой гармонии. (Г. Радишевський)


Анализ произведения “Чары ночи”


Литературный род: лирика


Жанр: стих-романс (популярная народная песня).


Вид лирики: интимная


Руководящий мотив: красота жизни, красота любви – надусе.


Стихотворный размер: четырехстопный ямб с пирихием, который образовывает особую ритмику


Вид рифмования: перекрестное


Рифма: чередование мужской и женской рифмы, которая делает более выразительным звуковую тональность стиха


Поэзия стала любимой народной песней «Смеются, плачут соловьи…». Она воспринимается как гимн юности, песня любви, как прославление органического единства жизни человека и природы. Праздничный банкет весны, когда «вся земля дрожит В пылких объятиях ночи, Письмо цветку рвийно шелестит, Траве ручей Воркует»,естественно видтинюе «летающий миг жизни» человека, напоминает, что жизнь – только «единый миг».


Поэзия преисполнена витайстичних, то есть жизнелюбивых мотивов, которые прославляют философию жизни лирического героя, его влюбленность в красоту бытия и человека


Для решения идейнохудожественного замысла автор выбрал кольцевую композицию произведения, которая является важным складником авторской концентрации чувств, воспроизведение динамики развертывания лирического сюжета. Лирический сказ в поэзии составляется с трех субъектов: собственно автора, лирического героя и «ты», то есть адресата, условного собеседника


Эта поэзия – призыв не забывать, что жизнь – миг, который так быстро всплывает, поэтому надо насладиться каждым прожитым днем, каждой минутой:


Ловы летающий миг жизни!..


Горы! Жизнь – единый миг,


ля смерти же – вечность целая


“Чары ночи”


Смеются, плачут соловьи


И бьют песнями у грудь:


“Целуй, целуй, целуй ее, —


Снова молодость не будет!


Ты не смотри, что будет там,


Или забвение, или измена:


Весна идет навстречу вам,


Весна в сие время вамрада.


На мент единый оставь


Своя печаль, мысли и горе —


И струя собственной души


Улий в шумляче море


Ловы летающий миг жизни!


Очаровывай, хмелей, упивайся


И среди мечтаний и забвения


В розкошахзакохайся.


Взгляни, вся земля дрожит


В пылких объятиях ночи,


Письмо цветку рвийно шелестит,


Траве струмокворкоче.


Отразились звезды в воде,


Летят к тучам туманы…


Здесь льется благоухание густые,


Там гнутся вербы пьяные


Как искра еще в тебе горит


И угаснуть не вспила, —


Горы! Жизнь — единый миг,


Для смерти же — вечность целая


Чему же стоишь без движения ты,


Когда весь мир поет?


Наладь струны золотые:


Банкет весна взыскивает


и смело иди под звон рюмок


С огнем, с песнями в гости


На праздник радостное цветков,


Любовь, снов и томления


Погибнет все без возврата:


Что возьмет время, что люди,


Потухнет в сердце костра,


И оледенеет грудь


и захочешь ты воротят себе,


Как Фауст, дне прошлые…


И знай: над нас — боги скупые,


Над нас — глухие и нечуткие…”


. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .


. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .


Смеются, плачут соловьи


И бьют песнями у грудь:


“Целуй, целуй, целуй ее —


Снова молодость не будет!”


Анализ стиха «О слово родное! Орел скованный!»


Литературный род: лирика


Жанр: стих-медитация. ,


Поэзия-Медитация – это стихи-раздумья на философскую и житейскую темы. Это поэтические раздумья о быстротечности жизни, неосуществимость мечтаний и желаний лирического героя, неотвратимость смерти


Вид лирики: патриотическая


Руководящий мотив: поэт искренне захватывается родным словом, гневно казнит колонизаторов, которые его уничтожают, и своих безотцовщин, которые его пренебрегаются


Стихотворный размер: четырехстопный ямб


Вид рифмования: кольцевое


Рифма: чередование мужской и женской рифмы, которая делает более выразительным звуковую тональность стиха


Символы в стихе — меч (воинствующая грань родного слова), солнце (миролюбивая, окрыленная, творческая грань родного слова), слово (все родное, по самой высокой цене), Самсон (вера в духовное освобождение народа-богатыря).


Александр Олесь в этой поэзии произнес истинный гимн украинскому слову, напоминая всем, что дети не должны забывать язык родителей. В любом случае автор убежден, что языковое, национальное возрождение Украины обязательно станет «дождями судными» для нее врагов


Идея стиха высказана в мифологически-библейских символах:


В слово! Будь мечом моим!


Поэзия выстроена как монолог-обращение лирического героя до-родного слова. Три части композиции выполняют роль тезисы, антитезы. исинтезу.


«О слово родное! Орел скованный!»


О слово родное! Орел скованный!


Чужеземцам брошенное на смех!


Певческий гром родителей моих,


Детьми беспамятно забытый


О слово родное! Шум деревьев!


Музыка звезд голубоглазых,


Шелковое пение степей широких,


Днепра между ними левий рев…


О слово! Будь мечом моим!


Нет, солнцем стань! вверху остановись,


Озари мой край и разлетись


Дождями судными надним.



Александр Олесь. «Чары ночи», «О слово родное! Орел скованный!..»

Комментариев нет:

Отправить комментарий