" Приключения Оливера Твиста" Ч. Диккенса — это роман о тяжелых жизненных испытаниях ребенка. Герой романа родился в робитному доме, а факт этот не обещал ему ничего, кроме невзгод у жизни
Изображение робитного дома, где родился Оливер, было очень злободневной темой в литературе Англии 30- 40-х лет XIX ст. За законодательством 1834 года в робитних домах Англии устанавливался такой режим, который превращал их в тюрьме: бедняка насильно разводили с семьей и постепенно доказывали к полному отупению. Не случайно рабочие начали называть робитни дома "бастилиями для бедных", нередко отдавая преимущество голодной смерти заключению в робитному доме
Из первых страниц романа Диккенс подчеркивает, что в доле Оливера нет ничего необыкновенного, такие вещи случаются каждый день и везде. "Старая история!" — вимовляе врач, взглянувши на потоптанные ботинки умирающей матери Оливера, на ее руку, на которой не было обручальные кольца
Писатель начинает из изображения "счастье" своего героя: если бы появился на мир Оливер не в робитному доме, а оказался в заботливых руках нежных сиделок, он просто не выжил бы, тогда как отданный природе то самому себе мальчик все же взгромоздился с кигтивсмерти.
Новорожденный Оливер становится, будто вещь, занумерованным и присоединенным к большинству таких, как и он. Диккенс рисует изможденных, осунувшихся, вечно голодных детей, которые лишены всех радости своего возраста, много из которых умирают у детстве
Любая попытка, по мнению вихователей, "протеста" жестоко наказывается. Так, "непокорного" Оливера, которого они считают кандидатом в головорезы, за то, что он осмелился попросить добавки редкой кашици, подвергают отдельному заключению и беспощадно дерут, а после этого стараются отдать его сначала трубочисту, а потом гробовщику, хотя им хорошо известно, например, что трубочист забил к смерти килькоххлопчикив.
Во второй части романа показанные лихие приключения молодого героя, который убегает от своего хозяина к Лондону и попадается в лапы стаи воров. И скупщик краденного Фей-Гонов, и жестокий грабитель Сайкс, и зловещий "джентльмен" Монкс (личная заинтересованность которого в доле Оливера раскрывается позднее) напрасно стараются заставить мальчика воровать. Оливер выявляет твердость и отказывается братья участие в преступном промысле. Счастливое стечение обстоятельств позволяет ему пойти от грабителей и найти приют у старого добряка Браунлоу ( какой, как выяснилось потом, был другом отца мальчика), а дальше — у Розы Мейли. В конце концов, он снова попадается к мистеру Браунлоу, который становится его названимбатьком.
Добрый мистер Браунлоу окажется первым, кто пожалел "кандидата в головорезы", кто по-человечески отнесся к несчастному ребенку. И такое отношение было отплачено самоотверженной любовью несчастного мальчика-сироты к своему спасателю, Диккенс показывает торжество доброты и любви над законами общества, где властвует власть денег
Диккенс немного идеализирует своего героя. Оливер Твист — жертва безобразных социальных условий жизни, но вместе с тем он, как и любой герой просветительского романа, природжено добрый и никакие лихие внешние влияния не цепляются к нему. Как легко смывается из лица грязь, так безболезненно удается сохранить Оливеру в чистоте душа
Изображая на последних страницах романа счастливое, хотя и с налитом некоторой грусти жизни Оливера, какой, в конце концов, нашел свой дом и любящую семью, Диккенс предоставляет ей немного романтического окраски. Но это романтизм желательного, в нем воплощается горячее стремление писателя к торжеству справедливости
Социальный роман Ч. Диккенса " Приключения Оливера Твиста" достал высокую оценку В. Г. Белинского, который писал в начале 40-х лет XIX столетие, что это "один из лучших произведений" выдающегося английского романиста
Судьба Оливера Твиста (за романом Ч. Диккенса " Приключения Оливера Твиста")
Комментариев нет:
Отправить комментарий