вторник, 14 апреля 2015 г.

Изобличение индивидуалистического произвола в романе Ф. Г. Достоевского «Преступление и наказание»

Российская литература XIX столетие имела особую миссию: она была голосом всех прогрессивных людей страны, единой возможностью говорить о противоречии и трагизме современности, отбивала напряженный поиск общественной и личной правды. Федор Михайлович Достоевский осознавал эту миссию в полной мере, его личная судьба и творчество — это напряженный поиск путей, усовершенствование человечества. За него собственным признанием, он был литератором-пролетарием. Желание помочь тысячам таких же обездоленных, как он, привело 25 о летнего Достоевского в кружок петрашевцив, участники которого ставили цель осуществить политический мятеж. Через два года вместе с другими гурткивцями его арестовали и вынесли приговор о смертной казни. О замене этого приговора на каторжные работы писателю и его товарищам объявили лишь после того, как вывели на плац и несколько минут, которые казались невероятно длинными, они простояли с завязанными глазами, ожидая смертные казни. Это психологическое истязание, намеренное использованное царем, чтобы сломать петрашевцив, глубоко поразило писателя, вызвало ненависть и отвращение к любой жестокости, насилию. Лишь через десять лет писатель имеет возможность вернуться к Петербурга, где и развернулась его литературная деятельность


Достоевский считал, что российская литература его времени нуждалась в « новом слове», которое бы принадлежало российскому человеку большинства, которое бы способное было передать и хаос ее существования, и сложность ее интеллектуальных, моральных переживаний. Это «новое слово» стало ориентиром в него художественном творчестве


Одно из величайших творений Достоевского, которое оказало большое влияние на мировую литературу,- роман «Преступление и наказание». Герой его — Раскольников — живет в тесной каморке, его отсчитали из университета через невозможность платить за обучения. Как человек смелый, честная, горячей мысли и внутренней силы, которая не терпит никакой фальши, он не желает подчиняться моральным принципам мира, где богатый и сильный издевается над слабым и обездоленным, где гибнет молодая, здоровая жизнь, задавленная бедностью. Убийство жадной, отвратительной ростовщицы кажется ему вызовом той морали, которой люди подчинялись испокон века, морали, которая утверждает, что человек — это бессильная «вошь». И имело того, что первое убийство ведет за собой второе: одна и та же топор убивает и грешника, и праведника ( во время убийства случайно поворачивается сестра ростовщицы, бедная забитая Лизавета). Страшнее другое: убийство ростовщицы выявляет, что в самому Раскольникови (хотя он не осознает этого) запряталась гордая, самолюбивая мечта о господстве над «тварыо дрожащей» и над «всем людским муравейником». Таким образом, круг раздумий и действий Раскольникова трагически замыкается. Автор принуждает героя отречься своих наполеоновских планов, индивидуалистического произвола, трагически пережить их следствия и найти новую жизнь, которой соединяет его с другими обездоленными и страдниками. Его любовь к Соне становится символом этого нового жизни


Раскольников — трагическая фигура, в него душе разворачивается борьба добра и зла. Гений Достоевского заключается в том, что он художественно убедительно показал не только причины индивидуалистического произвола, а и вскрыша его психологию. В романе много героев, которые на первый взгляд непосредственно не связаны нет с преступлением, ни с судьбой Раскольникова, но без них сюжет произведения не приобрел бы то грандиозный философский звучание, которое он имеет. Каждый из персонажей романа согласно своей философии толкует поступок Раскольникова. Теория главного героя (большинство людей — «твари дрожащие», какие не способные на борьбу за счастья, поэтому сильный человек должен взять на себя право, хотя бы и силком, привести их к счастью, такому человеку разрешено все, даже кровь и насилие) поняла Лужину и Свидригайлову, они ее не возражают, даже используют, но для достижения собственной цели. Порфирий Петрович рассматривает эту теорию с точки зрения закона, Разумихин — как обыватель со здоровым толком и верностью существующим моральным нормам. Сон осуждает не теорию, а поступки Раскольникова с точки зрения христианской этики. Эти образа показывают, что теория Раскольникова возникает неслучайно, она в отдельных своих элементах представлена в сознании и жизненной позиции иншихгеройв.


Одним из первых Достоевский ощутил, что бунт против старой буржуазной морали лишь путем выворачивания ее на второй бок может привести к страшным следствиям. Объективно лозунг Раскольникова «все разрешено» представляет собой зло с более агрессивным и страшнимобличчям.



Изобличение индивидуалистического произвола в романе Ф. Г. Достоевского «Преступление и наказание»

Комментариев нет:

Отправить комментарий