Неужели было это так?
А может, то призрак?
Не знаю! Не скажу!
и пахнет сорняками,
А может, и чабрецем...
А по ярках — огни!
...огни...
...огни...
М. Волновой
Октябрьская революция... Сколько ожиданий, сколько стремлений, сколько таинственных желаний об " тихих озерах загорной коммуны", сколько романтической веры в торжество революционных идеалов! Это было начало нового этапа активных общественных действий, кипучей творческой энергии, могущественной волны в развитии людских, общественных и национальных взаимоотношений... Но возрастающая волна гражданской войны, к сожалению, поглощает романтику большевистской революции, оставляя кровопролитие, братоубийство, беспрерывные изменения власти,, репрессии, распространение недоверия и подозрения В обществе
Конечно, в такой сложный исторический период бурных изменений нелегко оставаться человеком. Нелегко было и Николаю Волновому, который фанатически верил в революцию, в ее идеалы, а потом увидел, что эти идеалы пренебрежены, преданные. Он не порывал с большевистской партией, не отрекся революционных идеалов, но не МОГ дальше закрывать глаза на то, что творилось в стране от лица партии. Не хотел, не мог раздваиваться, но поставил перед проблемой выбора: "Я — чекист, но я и человек". В этом трагическом афоризме — суть тех разногласий, которые резали душа писателя. Тех разногласий, которые не дают покоя и главному герою новеллы. "Я (Романтика)", который попадается в расставленную обезображенными революционными идеями ловушку
"Бредут народы и возрасты, и само время", меняются эпохи, на смену одним поколениям приходят другие, а человек всегда стоит перед проблемой выбора, борется со своим "хозяином" — зверским инстинктом — за право называться человеком. За это право борется и главковерх черного трибунала коммуны. Он служит благородному делу и высокой идее: его зовет загорная коммуна — страна счастья и благодати для всех голодных, жаждущих и обкраденных духом, зовет самое бессмертие. Это — в мечте. Однако на самом деле герой идет в никуда, спиняеться в полнейшей безысходности. Почему? Кто виновный в том страшному преступлении, которое осуществляет герой? Не задумываясь, можно дать ответ — гражданская война. Потому что она, как и каждая война, противоречит самой природе человека с ее одвичними стремлениями добра, красоты, потому что несет кровь, страдание, смерть
... Шесть на моей совести?
Нет, это неправда. Шесть сотен,
Шесть тысяч, шесть миллионов
- тьма на моей совести!
Так, он инсургент, его обязанность — вершить революционный суд. Тот, кто против коммуны, должен погибнуть, поэтому не может в него душе поселиться сочувствия, сомнение сына логери Марии. Марии, которая предчувствует грозу и раскол внутреннего "я" истинного коммунара, которая появится перед ним, юным фанатиком коммуны, в обиде милосердной матери, которая умеет прощать своим сыновьям раздвоения души. "Неужели я, солдат революции, ошибусь в этот ответственный момент? Неужели я покину караул и позорно предам коммуну?" Нет, потому что на карауле караулов его души — "верный пес революции-дегенерат. Не случайно М. Волновой наделяет этого героя таким именем, потому что война калечила человеческие души, превращала человека в зомби. В тяжелое время испытаний выныривала вся мизерность, низисть человеческая, которая, кроме страшного "расстрелять", ничего другого не знала. Такой по своей природе и доктор Тагабат, который расстреливает безвинных людей,, наносит им страшной пытки под свое азиатское " ала-ла-ла". Возможно, в этих нечеловеческих условиях более человечным остается Андрюша, который старается вырваться со страшного окружения, хочет убежать на фронт. Это он делает попытку отпустить мать главковерха, это он при массовых расстрелах еще блидне, перепуганно смотрит, старается кое-как изменить приговор, Но и у него, как и во многих других коммунаров, был свой сторож — страх оказаться на месте версальцив. Все они руководствовались зверским инстинктом, как и главковерх черного трибунала, все находились в животном экстазе, когда совершали убийства. Жестокий тезис юного фанатика коммуны "Будут сотни расстрелов" во имя "загорной коммуны" окажется пророческой
Как же так могло случиться, что и святая цель, ради которой проливалась кровь, совершалось насилие, начинает тускнеть, набухать кровью невиновных, почему так произошло, что иметь вынуждена прислонять к затихающему сердцу своего блудного сына, который запутался на трагических дорогах революции, исчерпался морально, утратил веру и в отчаянии поднимает руку на нее? К сожалению, революционное "я" побеждает человеческое. Если задуматься, то как это страшно: убивать людей во имя будущего — за светлое завтра. Которое же оно "светлое", если все в крови? Герой, который убивает мать, обреченный на гибель. А в безодни тихо умирал месяц, "из меры надвигались тучи", которые, кажется, старались скрити " тихие озера загорной коммуны".
Так, не существует человека без сомнений и нерешительностей. Однако есть вещи, которые не выбирают. Человек, который променял истинные ценности на фальшивые, обреченная на забвение, такой человек лишается человеческой морали и даже того человеческого инстинкта, который определяет ее сущность, — уважать мать и отца своих
Развенчание романтики большевистской революции в произведении "Я (Романтика)" (4 вариант)
Комментариев нет:
Отправить комментарий