Это войны и восстания, цесльози и победы, это «тихие воды, ясные звезды» и буруны возле Днепровских порогов, это незламнись Байди и крылатые казацкие «чайки» среди волн разбуженного моря, буйное веселье на Сечи после побед и плач полонянок в неволе, это ненависть и любовь, верность и измена — это все, чем живое человек, чем живое народ, живое весь мир
Слушаю звон бандуры или кобзы, слушаю песни- думы моей Украины — и перед глазами возникают картины
Спокойно колеблется ковыль в степи, и вдруг — пыль, вопли, свист тг тарського аркана. Пылают дома, слышать стон, вскрики...
Не раз такое случалось в Украине. Тогда на защиту своего края выступали к-ки. Об этом — в песнях и думах:
Бились из утра козаченьки
К ночи глухой
Казаков легло многому,
А татарин — втрое...
(«Ой, Мороз, Морозенку»)
Вот стоит он перед нашими глазами, как величественный памятник казацкому героизму, людям, которые способны погибнуть за родной край. Стоит на Савур-Могиле с раной в груди (враги у него «живьем сердце вырывали») и прощается з Украиной
И не только турки и татары лезли на плодородные украинские земли, как саранча, приходили и польские магнаты. И снова на борьбу вставали лидари-козаки. Перебейте «лядськую славу загнал под лаву». Богдан Хмельницкий... Взглянем: Гей, поехал Хмельницкий из Желтого брода. Гей, не один лях лежит главой В воду
(«Гей, не тот то хмель») И были и поражения. И властвовали в Украине польские и литовские поработители. Тогда казаки становились гайдамаками, брали к рукам свячени ножи. Ой вы, ляшки, и отступники, Довольно же властвовать, Гей, недалеко идет Гонта,
Гиори по развитию речи 8 класс 189
Дась он вамззняки.
(«Ой наварили ляхи пива») Рядом с ним — его ближайший друг Максим Зализняк. Так Максим Зализняк
Из господами бился и за то он: славы Гарной привлекся
(«Максим казак Зализняк») Столетиями точилась борьба. Бы народных песнях мы находим метафорические картины:
Чорв а ри л л я вспаханная
И снопами засеянная, гей, гей!
(«Черная пашня вспахана»)
Кто же оборонит эту землю? Кто станет на ее защиту? Казацкие рыцари — более никто. Люди, которые более всего в мире любят Украину, готовые за нее жизнь отдать, даже после смерти хотели бы остаться в ее памяти. Никакая пытка не могла «вынужденному казака предать родную землю и веру христианскую. В Царградх висит «за гик ребром задетый» Байда и стреляет у турецкого царя. «Вот же тебе, царю, иив Вайдину карую», — заканчивает «Песню о Байду» седой кобзарь
А вот закованный в кандалы невольник Самийло Кошка говорит ляху Бутурлаку:
Пусть же ты того не дождался, Чтобы я веру христианскую под ноге топтал! («Самийло Кошка») А когда Ьтраплялася измена, то зобы безжалостно наказывалась. Как когда-то Тарас Вульба, дает благословиння на наказание своего сына Саввы старый героический ко-иак Чалый («Ой был в Сечи старый казак»).
Героически гибнет в Варшаве посаженный на сваю Гордей Чурай («Орлику Чу-Ряк»), отважно воюет казак Нечай («Ой, из-за горы высокой»). Воспевают песни и думы героизм и рыцарство известных исторических лиц: Кривоносая, Богуна, Хмельницкого, Супруна, Сирка, Палия и других — и маловидомихкозакив.
И почти всегда это «свободные игтахи», для которых «степь широкая» — «сват», «сабля и колыбель —- вся семья, седой конек» — «брат» («Там Где Ятрань круто пьется»). Такой и казак Голытьба, которая полем гуляет «ни города, ни села не занимает», но на коварность татарина дает достойный отпор. Как мифический Антей, он черпает силы в родной земле
Казаки умели и пить-гулять, и воевать. Жили по принципу: « как бить, то бить, как пить, то пить». И временами неосмотрительными бывали, как казак Нечай, который...поставил... Три сторожа в городе, А сам пошел к кумушке Щуку-Рыбу Зеты. Однако, прежде всего, все же таки было дело, ради этого разводились и с матерью, и с женщиной. Но и теплоты душевной не лишенные эти беспощадные к врагам рыцари. Вот как трогательно прощается с земляками казак, который едет из Украины («Ой трать, иметь»):
Вийжджавши, шапку снявши, Низенько кланялся: «Ой прощайте, слобожане, Может с кем ссорился». ...Задумываюсь над судьбой Украины и ее рыцарей. Закрываю глаза и снова вижу вечернее небо, яркие звезды, Днепру пороги, костры... Звучит сочный, глубокий, какой-либо величественный голос седого кобзаря:
Ей, господин Хмельницкий, Богдан-Зиновию, Наш батю, полковнику чигиринский
Дай, Господи, чтобы мы за твоей головы пилы и гуляли,
А неприятеля под ноге топтали!
(«Хмельницкий и Барабаш») Поет кобзарь и о войске Запорожское, что « как мак процветает», но, к сожалению, ъ и о том, как Сечи разрушали. Думаю: это же и мои предки, которая капелька их крови и в моих жилах. И повторяю стихи Василия Симоненко: Вы, незаконнорожденные палачей осатанелых, Не забывайте, уроды, нигде: Народ мой есть! В него горячих жилах Казацкая кровь пульсирует и гудит
Отображение героической борьбы за волю запорожского казачества в народных думах и песнях
Волнуется золотые пожитки колосистого моря под высоким сводом голубого неба, хлюпочуть полноводные реки в зеленом венке кудрявых верб, медами пахнут буйные травы, большой шум идет тенистыми дубравами... И кож-; на пядь этой цветущей земли щедро политая кровью, засеянная костями, скроплена мелкими росами-слезами. Из давних-давен завистливые соседи посягали на удивительную красоту этого замечтавшегося края. И вставали на защиту родной мамочки Ук-ъ райни могущественные богатыри-герои, которая их собрала под своими малиновыми флагами Запорожская Сечь. Отчаянно храбрые, завзятые и сильные, они, не жалея сил; и самой жизни, неутомимо воевали со своими одвичними врагами: то татарами;. и турками, то ляхами-католиками. Сколько их полегло на кровавых полях битв и потеряли бы те знаменитые подвиги патриотов на далеких путях истории, если бы н увековечил их народ украинский в своих бессмертных думах и песнях
Воспроизведение героической и трагической истории Украины и борьбы запорожского казачества за волю и независимость в народных песнях и думах
Комментариев нет:
Отправить комментарий