Исключительность личности Мцири подчеркивают необыкновенные обстоятельства его жизни. Судьба из детства обрекла его на унылое монастырское существование, которое было совсем чуждо его пылкой, пламенной натуре. Неволя не смогла убить в нем стремление к воле, наоборот, она еще больше разожгла в нем желание за всякую цену "пройти в родную страну".
Вся поэма представляет собой монолог Мцири, его исповедь монаху. Не автор описывает чувство и переживание Мцири, а сам герой рассказывает об этом. События, которые происходят с ним, показываются через субъективное его восприятие. Композиция монолога тоже подчинена задаче постепенного раскрытия его внутреннего мира. Сначала герой говорит о свои затаенные думы и мечты, скрытых от посторонних. "Душой дитя, судьбой монах", он был получим "пламенной страстью" к воле, жаждой жизни. И герой, как исключительная, что бунтует личность, бросает вызов судьбы
Убежав из монастыря, Мцири впервые видит мир, который был скрыт от него монастырскими стенами
Тому он так пристально вглядывается в каждую картину, которая приоткрывается ему,, вслушивается в многоголосый мир звуков. Мцири заслепляет красота, великолепие Кавказа. Он сохраняет в памяти "пышные поля, холмы, покрытые венцом деревьев, разросшихся вокруг", "горные позвоночники, причудливые, как мечты". Эти картины вызывают в герое неясные воспоминания о родной стране, который он был лишен ребенком
Пейзаж в поэме не только представляет романтический фон, который окружает героя, но и помогает раскрыть его характер, то есть становится одним с образов создания романтического образа
Потому что природа в поэме дается в восприятии Мцири, то о его характер можно судить спустя, что именно привлекает в ней героя, как он о ней говорит. Многообразие и богатство пейзажа, описанного Мцири, подчеркивают монотонность монастырской обстановки. Юноши привлекает могущество, размах кавказской природы, его не пугают опасности, которые таятся в ней. Он наслаждается великолепием безграничного голубого свода ранним утром, а потом терпит жару, которая высушивает вгорах.
Описывая природу, Мцири прежде всего обращает внимание на ее величие и грандиозность. В него речи часто используются цветистые эпитеты: "сердитый вал", "горящая бездна", "сонные цветы". Эмоциональность образов природы усиливают и необыкновенные сравнения, которые встречаются в рассказе Мцири. Например, деревья напоминают ему "братьев в танце круговой". Этот образ явным образом навеян воспоминаниями о детстве в родном ауле. Даже змея скользит, "играя и нежася". Кульминацией трехдневных скитаний Мцири есть его стычка с барсом, в которой с лицом силой раскрылись его бесстрашие, жажда борьбы, презрение к смерти, гуманное отношение к поваленному врагу
Победа слабого юноши над могущественным зверем символизирует мощь человека, его духу, способность одолеть все препятствия, которые встречаются на него пути. Опасности, с которыми сталкивается Мцири, являются символами зла, которое сопровождает человека вся жизнь. Но в поэме они предельно сконцентрированы, потому что истинная жизнь Мцири краткое до трех дней. И в свой предсмертный час, осознавая трагическую безнадежность своего положения, герой не променял ее на "рай и вечность". Побежденный, он духовно не сломленный и остается положительным образом нашей литературы. Через всю свою короткую жизнь Мцири пронес могущественную страсть к воле, к борьбе. Мцири не набирается страху смерти, он огорчен лишь тем, что его похоронят не в родной земле. Он не жалеет о кратковременности своего пребывания на земле, он осуществил попытку вырваться из пута, его дух не сломлен, в умирающем теле живое свободная воля
Мне кажется, Лермонтов этой поэмой дал понять нам, что стремление людей осуществимы, надо только страстно желать
Замысел поэмы о монахе, который рвется на волю, Лермонтов вынашивал десять лет. В поэму «Мцири « Лермонтов включил строки со своих ранних поэм
Лермонтов страстно протестовал против всех видов рабства, боролся за право людей на земное человеческое счастье
Сосланный весной 1837 года на Кавказ, он проезжал по Военно-Грузинской дороге. Возле станции Мцхеты, под Тифлисом, существовал никогда монастырь. Здесь встретил поэт блудившего среди руин и могильных плит дряхлого старика. Это был монах-горец. Старик рассказал Лермонтову, как еще ребенком был взят в плен россиянами и отданный на воспитание в монастырь. Он упоминал, как тосковал тогда по родине, как мечтал вернуться домой. Но постепенно свикся из совей тюрьмой, втянулся в однообразную монастырскую жизнь и стал монахом
Рассказ старика, который замолоду был в мцхетском монастыри послушником, или по-грузински «Мцири», отвечал собственными мнениями Лермонтова, которые он вынашивал много лет. В творческой тетради семнадцатилетнего поэта читаем: «Написать записки молодого монаха 17-ты лет. Из детства он в монастыре, священных книг, ничего не читал. Страстная дума таится - Идеалы.»
Но поэт не мог найти для этого замысла воплощения: все написанное до сих пор не удовлетворяло. Самое трудное состояло в слове «идеалы».
Прошло восемь лет, и Лермонтов воплотил свой старый замысел в поэме «Мцири». Родной дом, отчизна, воля, жизнь, борьба - все соединилось в едином лучистом созвездии и наполняет душу читателя томительной тоской мечты
Гимн высокой «пламенной страсти», гимн романтическому горению - вот что такое поэма «Мцири»:
Я знал одной лишь думы власть,
Одну - но пламенную страсть
В своей поэме Лермонтов стремился противопоставить своим безвластным и несостоятельным современникам смелого и свободолюбивого человека, готового пойти на все для достижения поставленной цели, готового до конца отстаивать свою волю
Стремление к воле стало у Лермонтова «тугой « из воли, сделалось страстью, которая охватила вся суть человека. В обстановке, которая сложилась после 1825 года, поэт не потерял веры в революционное дело. Побеждает стремление «действовать», как писал поэт. Романтическая мечта создает нового героя, волевого и сильного, пламенного и мужественного, готового, по мнению Лермонтова, к дальнейшей борьбе
Литературный анализ стиха «Мцири» Лермонтова
Комментариев нет:
Отправить комментарий