Выдающуюся роль в становлении новой украинской литературы играл Григорий Квитка-Основьяненко - первый украинский прозаик. В произведениях, написанных российским и украинским языками, писатель отобразил ряд существенных черт феодально-крепостнической действительности, ярко срисовал жизни разных слоев украинского общества конца XVIII - начала XIX столетие. Наследуя лучшие традиции украинской литературы, прежде всего творчества Сковороды и Котляревського, прозаик оказал гуманное отношение к народу, сочувствовал его тяжелому положению, осуждал господ и сельскую власть
Повесть «Маруся» Г. Квитка-Основьяненко написал в 1834 году. Это была первая повесть писателя. В основе произведения лежит социальный конфликт: бедность Василия, угроза солдатчины, которая и является главным препятствием к счастью и бракосочетанию. Писатель делает первые попытки раскрыть внутренний мир героев, уделяет значительное внимание их переживанием, поступкам, которые психологически мотивирует. Так художник хочет облегченно решить социальное разногласие: Василий находит благотворного хозяина, который обещает ему за чесну работу найти вместо него «найомщика» В солдаты
Повесть «Маруся» обозначенная гуманным отношением писателя к крестьянству, прославлением народных обычаев и обрядов. Трудящихся людей прозаик изображает умными, талантливыми. «А то таки правду сказать, - говорит Василий Наумови Провода, - что нашего братчика куда ни питкни, хотя в науку, хотя в какое ремесло, то из него путь будет, не пропащие чем его деньги». Жизнь и быт крестьян Г. Квитка-Основьяненко изображает, большей частью обминая крепостничество, не делая ударение на социальных причинах тех или других событий, той или другого поведения героев. В соответствии со своим миропониманием автор не поднимается к осуждению феодально-крепостнической системы, ему кажется, что социальные отношения в обществе естественные и незыблемые. Злоключения народа, мешал писатель, происходят от того, что законы, добрая воля царя и его сановников возбуждаются своевольными господами, нечестными чиновниками. Народ, по его мнению, не должен выступать против Бога, и обидчики неизбежно получат по заслугам от «высшей власти».
«Маруся» - выдающееся явление в истории украинской литературы. Такую оценку произведение, я думаю, получил через широкое - использование автором фольклора как особого элемента в изображении быта, обычаев и характеров героев. Так, в повести писатель мастерски использует жанр обрядового плана на похоронах. У Наума Дрота, одного из главных героев, умирает дочь Маруся. Наум в отчаянии. Склонившись над ней, он говорит: «Прощай, моя доченька, утеха, радость моя! Вялая ты, как садовый цвиточок, засохшая, как билинка! Что без тебя теперь оставил? Сирота». Этот обряд имеет название причитания, в литературной критике его еще называют плачи. С какой целью Г. Квитка-Основьяненко использует плачи? Безусловно, для усиления эмоционального звучания произведения, для передачи внутреннего залога человека в момент ее страданий, то есть плачу писатель предоставляет культу то ли во время страданий, тогда ли, когда пишет о любви
Автор описывает два обряды в повести: свадьба и похороны, и в текст авторского языка вводит пословицу, поговорки, постные. Обращение к фольклору оправдывается желанием реальнее воссоздать колорит эпохи, образ жизни, а также язык главных героев, потому что именно язык много говорит о человеке. Иногда в повести встречаются народные песни («Ой, девушка горлица, к казаку льнет»;. Причем автор часто использует не полную песню, а ее фрагмент. Так, во время сватанья Маруси девушки-подруги поют фрагмент песни, которая предоставляет обстоятельствам праздничности, торжественности: И ты душенька, наша Маръечко! Обметайте дворы, .Застилайте столы…
Фольклорные элементы присутствующие в создании образов. Особенно интересные в этом плане Наум Дрот, Настя, Маруся и Василий. Они обрисованы разносторонее; для них создание автор использует народнописенни элементы, в частности портретные характеристики. Маруся - девушка «высокая, прямесенька, как стрилочка, чорнявенька, очици, как терновые ягодки, бровоньки, как на шнурочку, личиком красная, как господская мальва, которая в саду цветет», Василий - «мальчик хороший, кудрявый, чисто подбритый: чуб нарядный, уси казацкие, глаза веселенькие, как звездочки…». Как видим; для - портретной характеристики Г. Квитка-Основьяненко использует фольклорные эпитеты, сравнение, уменьшительные формы прилагательных. Прекрасно автор Изображает природу Украины. Пейзажи в повести содействуют раскрытию переживаний героев. Перед рассказом об объяснении Василия и Маруси писатель подает описание весеннего утра, преисполненное животворных чар, радостного предчувствия тревоги; «Вот и ридесенький туманець упал на риченьку, будто парень приласкался к дивчиноньки и вместе с ней побежали прятаться между крутыми берегами».
Г. Квитка-Основьяненко кое-что идеализировал окружающий его мир. Эта идеализация ощутима прежде всего в действиях, поступках, мыслях героев. Наум и Настя - идеальные образа крестьян. Они трудолюбивые, уважают друг друга, богобоязливые. Автор говорит, что между ними никогда не было ссоры, потасовки, никогда они не ругались, а жили смирно и спокойно и хвалили бога за него милость. «Маруся» - не единое произведение в творческом наследстве Г. Цветки-Основъяненка. Читателю знакомые и такие произведения, как «Сердешнаоксана», «Искренняя любовь», «Салдацький патрет», «Конотопская ведьма» и т.п. И выше перечисленные повести писались пиз-, ниша, а потому у них уже расширенный общественно-социальный фон, писатель углубляется в общественно-исторические обстоятельства, поднимает проблему разногласия между личным счастьем и социально-политическими условиями жизни. В «Маруси» же Г. Квитка-Основьяненко как приверженец объединения реалистического изображения действительности с сентиментализмом хочет не только показать быт крестьян, их обычаи, а и умилить читателя благородными чертами героев, их великодушными поступками, страданиями, неожиданной гибелью некоторых з их
Изображение крестьян в повести Г. Цветки-Основъяненка «Маруся»
Комментариев нет:
Отправить комментарий